Тексты

I’m so XTRA. Три сестры-афроукраинки из Харькова — без пяти минут звезды украинского хип-хопа. Профайл theБабеля

Авторы:
Yuliana Skibitska, Лена Ковальчук
Дата:

Юлия Вебер / «Бабель»

В Украине возрождается хип-хоп — только в этому году появились несколько артистов этого жанра, которые стали (или станут) новыми хип-хоп звездами. Весной этого года три сестры-афроукраинки из Харькова — Бетти, Сиона и Мириам Ендале — собрали группу Fo Sho. В их активе всего несколько песен и один клип, но они уже успели выступить на фестивале Atlas Weekend, а осенью готовят релиз первого альбома. Редактор theБабеля Юлиана Скибицкая на примере Fo Sho рассказывает, как начинающие артисты добиваются популярности. Фотографии — Юлия Вебер, специально для theБабеля.

FoSho: в центре Бетти, слева — Сиона, справа — Мириам.

Юлия Вебер / «Бабель»

Девятого июня на YouTube-канале группы Fo Sho появился их первый официальный клип на песню “Xtra”. В нем они играют на музыкальных инструментах, заходят в стоматологический кабинет, а в конце идут по красной дорожке. «Я уникальная, я выпендриваюсь своим цветом лица — люби или ненавидь меня», — поют сестры в припеве. Спустя несколько дней об этой песне в своей передаче «#@)₴?$0» упомянул ведущий «Телебачення Торонто» Майкл Щур (Роман Винтонив). Полутораминутный сюжет стал лучшей рекламой для тогда еще не особенно известной группы — на канал подтянулись подписчики, большинство как раз с YouTube-канала «Телебачення Торонто».

Режиссер клипа — Сергей Вейн, который работает с украинской певицей Maruv. Именно он снимал клип на песню “Drunk Groove”, у которого сейчас больше 128 миллионов просмотров на YouTube. У клипа Fo Sho показатели намного скромнее — 177 тысяч просмотров, но и особого продвижения у него не было. Сейчас это самое популярное видео на канале Fo Sho из семи загруженных. «Это сильно, современно, вполне себе на уровне ключевых звезд, — комментирует работу Fo Sho главный редактор Karabas Live Игорь Панасов. — Для меня это, пожалуй, один из двух-трех главных дебютов этого года в Украине».

Сиона

Юлия Вебер / «Бабель»

1

Украинский хип-хоп сейчас переживает второй ренессанс. Первый, как и многое в украинской музыке, был в нулевых. Тогда в Украине были популярны группы «Тартак», ТНМК, «Вхід у змінному взутті», с которой началась карьера Потапа, ушедшего в поп-индустрию. При этом украинский хип-хоп существовал обособленно от мировых трендов, объясняет Игорь Панасов. «Это все был такой себе поп хип-хоп, то есть микс и рок-музыки, и классического мейнстрима. Например, песня «Гранули» ТНМК — это обычная поп-баллада», — говорит он.

Первые серьезные разговоры о возрождении украинского хип-хопа начались после появления группы «Курган и агрегат» — в 2014 году, когда их клип «Курган — Лове (Love)» быстро стал вирусным. Но это сложно назвать чистым хип-хопом — своей основной фишкой «Курган» сделал суржик и эстетику села, которая сохраняется во всех песнях группы. Настоящим признаком того, что хип-хоп в Украине действительно существует, стала alyona alyona.

Юлия Вебер / «Бабель»

Бывшая воспитательница детского сада в райцентре Киевской области прославилась случайно — в 2018 году выложила первый клип на песню «Рыбки». Это удачная пародия на рэпперов, которая особенно колоритно смотрелась в исполнении плюс сайз певицы. Как и группу Fo Sho, Алену заметил Майкл Щур и упомянул о ней в своей программе. Коллеги и родители осуждали Алену за ее увлечение, она уволилась из детского сада — как утверждает, по собственному желанию и переехала в столицу. С тех пор Алена — главная хип-хоп певица страны. Сейчас она записала альбом, ездит с концертами по Украине, о ней пишут зарубежные медиа, а ее клипы стабильно набирают не меньше миллиона просмотров.

Чтобы стать популярным, нужно не только (и не столько) писать хорошую музыку и тексты, но и грамотно разработать легенду личности артиста. Игорь Панасов объясняет на примере Алены, как это должно работать: «Никому ничего не надо объяснять: воспитательница, бодипозитив, провинция — все ключевые теги. И крутые тексты, и содержательная личность». У Fo Sho, на первый взгляд, есть все задатки для успеха: три афроамериканки из Харькова, тоже выступающие за бодипозитив, — но этого пока недостаточно, утверждает Панасов. У менеджмента, по его словам, вполне понятная задача — постепенно рассказать историю девушек, кто их родители, где они родились. «Есть все признаки того, что это современный сюжет: чернокожие артистки в стране, где за толерантность мы только боремся».

Бетти

Юлия Вебер / «Бабель»

2

В своих интервью Бетти, Мириам и Сиона признавались, что иногда чувствуют себя немного чужими в окружающей среде. Они родились в семье верующих врачей — поэтому Бетти отучилась на медика, а музыкой ей приходилось заниматься тайно. В 14 лет она пошла в местный Дворец пионеров недалеко от дома, училась там музыке, а за это бесплатно работала на городских концертах. Младшим сестрам повезло больше: средняя Мириам с шести лет занималась скрипкой, младшая Сиона с пяти лет играла на фортепиано. Клип “Xtra” — это, по сути, их сокращенная биография. Старшая, Бетти, после учебы несколько лет работала стоматологом, поэтому сестры появляются с бормашинами в стоматологическом кабинете.

Бетти полностью ушла в музыку в 2016 году: она уволилась из клиники, стала педагогом по вокалу, в январе прошлого года переехала в Киев. Распевала Наталью Могилевскую, была бэк-вокалисткой у Таянны. Сразу после переезда она задумалась о том, чтобы собрать свою группу. Сестры и раньше писали музыку, пытались выработать свой «стилечек». К хип-хопу пришли не сразу. «Мы делали что-то похожее на соул, я хотела показать свой голос, — объясняет Бетти. — Писала хаус и попсятину тоже могла». В январе сестры решили, что нужно собираться в группу.

Юлия Вебер / «Бабель»

К моменту переезда в Киев Бетти уже знала, что ей больше нравится хип-хоп. Она познакомилась с будущим саунд-продюсером группы. Им стал Вова Stan — киевский аранжировщик, который работает с молодыми артистами. Они познакомились случайно, через подругу Вовы, вместе с которой Бетти снимала квартиру. Вова в разговоре с theБабелем вспоминает, что первая же встреча его очень впечатлила: «На одном дыхании вместе тут же записали песню». Она не вышла в широкую ротацию, но Вова Stan и Бетти решили сотрудничать дальше.

Сейчас сестры живут на два города: Бетти постоянно в Киеве, а Сиона и Мириам в Харькове. Сиона учится в университете на двух специальностях — гостиничное дело и экономика, Мириам только закончила школу. Песни записывают в Киеве. Рано или поздно вся группа наверняка переедет в столицу.

Мириам

Юлия Вебер / «Бабель»

3

Сестры называют друг друга «братьями» — это своеобразная отсылка к американской хип-хоп культуре. Fo Sho дословно переводится как «точно», но слово Sho — это попытка подчеркнуть украинскую принадлежность. Бетти говорит, что с детства слушала, среди прочего, Usher и знала, что в итоге придет к хип-хопу. «Когда я начала заниматься творчеством, была уверена, что это [хип-хоп] оно! И мы подходим визуально».

Свой первый концерт Fo Sho провели в одном из пивных баров Харькова в феврале 2019 года. На него пришли около ста человек, но сестры объясняют, что клуб маленький, больше там и не поместилось бы. Сейчас, как рассказывает саунд-продюсер группы Вова Stan, Fo Sho работает над записью альбома, а сразу после него планируется тур не только по украинским городам, но и за границей. Скорее всего, новый альбом выйдет осенью — минимум три сингла для него уже написаны.

Юлия Вебер / «Бабель»

Этим летом Fo Sho выступили на нескольких украинских фестивалях: на Kabaka fest в Киеве, на фестивале в Мариуполе и на Atlas Weekend. Чтобы попасть на Атлас, нужно было пройти отбор — сестры отправили закрытой ссылкой еще неопубликованный клип “Xtra”. «Они [организаторы] отреагировали и сказали, что нас до сих пор качает, нам классно», — вспоминают Fo Sho. Выступить на Атласе для них было особенно важно — они фанаты рэппера A$AP Rocky, который на фестивале так и не появился. Впрочем, важнее всего то, что благодаря фестивалям сестры наработали свою пока небольшую, но устойчивую аудиторию и рассчитывают увеличить ее с выходом альбома.

Музыкальные эксперты считают, что у Fo Sho есть все шансы закрепиться на рынке. Сейчас они активно входят в коллаборацию с другими успешными артистами: в июле вышел совместный клип с Maruv — еще одной молодой певицей, для которой скандал на Нацотборе на «Евровидение» стал толчком к успеху. «С Бетти работать классно. Мы с ней давно дружим. И когда-то, еще в Харькове, я с ней занималась танцами, а она со мной — вокалом», — описывала свое сотрудничество с Fo Sho Maruv. Сестры говорят, что особо не вкладывают деньги в свое продвижение — и если это действительно так, им предстоит много работы, говорит Игорь Панасов. «Для песен важна меметичность — когда строка или даже два слова попадают в важный запрос аудитории. Так произошло с группой «Казка», с Jerry Heil. У «Время и Стекло» в каждой песне несколько мемов. Эти два элемента [легенда и меметичность] будут выносить наверх то одних людей, то других, и выстрелы будут происходить за счет точечных песен. Мне сейчас сложно представить артиста, который будет продвигаться за счет больших альбомов».

«Может сейчас бомбанет, а может и нет, и тогда зачем расстраиваться, — рассуждают Fo Sho. — Но мы уже амбициозные девочки. Чем больше — тем лучше».

Юлия Вебер / «Бабель»