Крупнейшая в мире компания по выращиванию марихуаны стоит 15 миллиардов долларов и торгуется на Нью-Йоркской бирже. Вот человек, который ее создал — пересказываем материал Bloomberg
- Автор:
- Serhii Pyvovarov
- Дата:
Chris Roussakis / Bloomberg via Getty Images
Канадец Брюс Линтон основал компанию по выращиванию и продаже медицинского каннабиса в городке Смитс-Фолс в 2013 году. Осенью 2018-го продажу марихуаны для личного потребления в Канаде легализовали. К этому времени Canopy Growth Corp стала крупнейшей компанией в своей отрасли: десять филиалов по всему миру, 18 гектаров площадей под растения (25 футбольных полей), 3,5 тысячи сотрудников, оценка стоимости — 15 миллиардов долларов. Получить марихуану по рецепту можно более чем в трех десятках стран и 33 штатах США (в десяти штатах можно купить наравне с алкоголем или сигаретами). Именно американский рынок Линтон считает самым перспективным. Тем не менее, федеральные законы до сих пор относят каннабис к тяжелым наркотикам и создают трудности для иностранных и американских производителей. Поэтому Canopy налаживает связи и заключает договоры с компаниями в США в ожидании, когда исчезнут законодательные барьеры. В 2018 году она первой в своей отрасли разместила акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Обозреватель theБабеля Сергей Пивоваров кратко пересказывает большую статью Bloomberg о Брюсе Линтоне и его компании, которая готовится покорять мировой и американский рынок по выращиванию и продаже марихуаны.
Почти тридцать лет Брюс Линтон работал в компаниях, занимающихся всем — от программного обеспечения для телекоммуникаций до управления сточными водами. Затем он решил построить собственный бизнес. У него были две идеи: заняться марихуаной, поскольку медицинский каннабис в Канаде узаконили еще в 2001 году, или разрабатывать приложения для счетчиков парковки.
В июне 2013 года канадское правительство решило лицензировать компании и регулировать конкурентный рынок медицинской марихуаны. Линтон увидел в этом возможность заработать и стал искать партнеров и инвесторов. Вместе со своим бывшим коллегой по маркетинговой фирме Чаком Рифики он основал компанию по производству каннабиса Tweed Marijuana Inc. Они открыли главный офис в небольшом городке Смитс-Фолс в часе езды от Оттавы — здесь было много заброшенных зданий, цехов и складов, которые можно было купить по дешевке.
В 2014 году компания получила государственную лицензию для продажи медицинской марихуаны. В 2015-м ее переименовали в Canopy Growth Corp. Первые годы работы в строго регулируемой отрасли оказались не слишком прибыльными. Компания расширяла производство и скупала конкурентов. Осенью 2018-го Канада разрешила лицензированным компаниям продавать марихуану не только для медицинского, но и для личного пользования. Canopy практически сразу заняла около трети рынка, оставив конкурентов далеко позади.
Сегодня в Canopy работают около 3,5 тысяч человек. Компания выращивает марихуану на более десяти предприятиях по всему миру, а площади ее полей превышают 18 гектаров. Линтон объясняет, что выращивать каннабис в промышленных масштабах сложно. Плесень, грибок, вредные насекомые: любой из этих факторов может погубить посевы. Однако, у Canopy ни разу не было неурожая. В 2018 году компания продала около 17,5 тонн медицинской марихуаны (один из ближайших канадских конкурентов,Tilray, реализовал всего около 6,5 тонн).
Линтон придерживается достаточно демократических принципов, когда нанимает новых сотрудников. «Нам все равно, был ли у вас уголовный опыт, связанный с марихуаной. Если вы не хотите афишировать это, мы уважаем ваше желание».
Сам основатель и исполнительный директор крупнейшей в мире компании по выращиванию медицинского каннабиса часто страдает от бессонницы. Но он не употребляет марихуану ни в каком виде, чтобы расслабиться. «Я пытаюсь похудеть, чтобы у меня снова выделялись скулы, ведь я чертовски толстею», — говорит он.
В свои 52 года Линтон носит выцветшие джинсы, черную футболку Canopy Growth и куртку со значком «Hi» (англ. привет) на лацкане. На вечеринки он иногда надевает розовые бархатные тапочки с вышитым листом марихуаны. Линтон предпочел бы, чтобы все использовали научное название «каннабис». А в контексте его легализации чтобы употребляли такие слова как «регулирование» и «монетизация». Мировой рынок каннабиса может «монетизироваться» до 32 миллиардов долларов в год.
Медицинская марихуана узаконена более чем в тридцати странах и 33 штатах США. Именно американский рынок потенциально самый большой, но Линтон жалуется, что законодательство насчет марихуаны в США «сбивает с толку». Федеральное правительство до сих пор классифицирует каннабис как один из самых вредных наркотиков — на ряду с героином. Исследования дозировки, потенциала, эффективности и побочных эффектов марихуаны в Северной Америке только начинаются. Врачи в США не могут проводить клинические испытания без разрешения Управления по борьбе с наркотиками. А американским банкам и фондовым биржам запрещено работать с компаниями, которые продают марихуану, — даже в тех штатах, где это разрешено.
Canopy не работает на рынке марихуаны в США, поэтому в 2018 году она стала первой компанией по выращиванию медицинской марихуаны, которая разместила акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Еще в начале года Canopy выиграла лицензию штата Нью-Йорк на переработку и производство сорта каннабиса с низкой концентрацией тетрагидроканнабинола — основного психоактивного вещества в марихуане. Этот сорт выращивают для производства волокна и семян. Летом 2018-го компания Линтона заключила партнерское соглашение с корпорацией потребительских товаров Constellation Brands Inc, которая заплатила четыре миллиарда долларов за 38-процентную долю в Canopy.
В том же 2018 году Линтон впервые выступил на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Через месяц его впервые пригласили с докладом на конференцию пищевой промышленности во Флориде. После этого Canopy объявила, что работает вместе с популярной американской телеведущей Мартой Стюарт над созданием продуктов из каннабиса для домашних животных. Американский рэппер Снуп Дог лицензировал для Canopy свой бренд по продаже медицинской марихуаны Leafs by Snoop. Кроме этого, Canopy совместно с винодельческой компанией Constellation строит завод по производству напитков из каннабиса — для спортсменов (без психоактивного вещества) и напитков для взрослых (с тетрагидроканнабинолом).
В апреле 2018-го Линтон заявил, что когда марихуана станет федерально допустимой в США, он готов заплатить около 3 миллиардов долларов за американскую компанию Acreage Holdings. У нее есть лицензии на выращивание и обработку марихуаны в 20 штатах, а также сеть магазинов Botanist по продаже каннабиса.
Линтон нередко использует стратегию компаний Кремниевой долины. Например, так называемую «стратегию разрушения» (disruption), когда компании агрессивно продвигают свои продукты на уже устоявшиеся рынки. «Мы разрушаем все: ветеринарную помощь и лекарства, веганские белки, оксиконтин, опиоиды, средства для сна, гериатрическую помощь, алкоголь, спортивные напитки», — говорит Линтон. Именно этим объясняется стоимость компании в 15 миллиардов долларов на фондовом рынке, где учитываются потенциальные возможности. Фактический доход Canopy в 2018 году составил 120 миллионов долларов. В этом году он может составить около 170 миллионов.