«Если заработает новый рынок электроэнергии, можем получить цену Роттердам ++». Блиц-интервью с новым представителем президента Зеленского в правительстве Андреем Герусом
- Автор:
- Мария Ульяновская
- Дата:
Мусиенко Владислав / POOL / УНИАН
Президент Владимир Зеленский назначил своего представителя в Кабмине. Им стал бывший член Нацкомиссии по регулированию энергетики Андрей Герус. Ранее он активно выступал против монополии в энергетике компании «ДТЭК» Рината Ахметова и формулы «Роттердам +». Двадцать второго мая Герус впервые был на заседании правительства в новом качестве. Сразу после этого мы спросили у него, кто из действующих министров готов работать с новой властью, на что поменяют «Роттердам +» и когда запустят новый рынок электроэнергии. Главная новация реформы — создание свободного рынка. Потребители смогут сами выбирать, у кого и на каких условиях покупать электроэнергию.
Что именно вы будете делать в Кабмине?
Должность представителя президента в Кабмине не новая. До этого был Виталий Ковальчук [представитель Петра Порошенко в 2016—2019 годах], до него — Александр Данилюк [2014—2015]. Представитель президента имеет право высказывать пожелания, замечания, возражения к тому, что принимает правительство. Это много рутинной экономической работы. В определенных исключительных случаях у президента есть право останавливать решения Кабмина и обжаловать их в Конституционном суде. Мы постараемся эти практики не применять, но такие опции тоже есть.
Как вы планируете сотрудничать с правительством, которое не хочет этого?
В идеале это должен быть конструктив. Как оно будет в данном случае — не знаю. Это зависит от политического поведения некоторых сегодняшних политических игроков.
Есть министры, которые готовы к диалогу с вами? Кто они?
В правительстве есть ответственные, компетентные и грамотные люди. Но я не буду называть фамилий, потому что это политические решения.
Сегодня вы впервые были на заседании правительства в новом качестве. Какое впечатление, с командой Зеленского там готовы сотрудничать?
Я был на публичной части заседания правительства, чтобы высказать позицию президента относительно введения нового рынка электроэнергии. К сожалению, заседание провели так, что возможности сделать это не было. Вопроса о новом рынке, который на самом деле масштабный и очень проблемный, не было ни в регламенте, ни в повестке дня, его даже не озвучили. И только после заседания Кабмина мы услышали, что этот вопрос приняли. То есть люди даже не поняли, за что именно голосовали. Я был неприятно поражен.
Новый рынок электроэнергии должны запустить с первого июля. В Европейском банке реконструкции и развития очень сомневаются, что мы успеем к этому времени. Как это будет происходить?
С запуском «нового рынка» может произойти определенный коллапс ценообразования. Когда две компании контролируют 90 процентов рынка, они могут договориться или просто поднять цены. Прежде всего это ценовые риски. Во-вторых, есть проблемы с нормативно-правовой базой — не все подзаконные акты приняты. И, в-третьих, технические проблемы. Цена на электроэнергию на рынке меняется ежечасно. У нас нет системы почасового учета, системы передачи данных, нет таких биржевых механизмов и протестированных ИТ-продуктов. Если все запустится сейчас, мы не знаем, какие технические и финансовые проблемы могут возникнуть. Нельзя такую сложную реформу проводить настолько неподготовленно. Мы попробуем обратиться к правительству и парламенту с предложением перенести введение этого рынка еще на один год, дополнительно подготовиться и запускать, когда все будет готово. Иначе это может дискредитировать всю реформу.
Если вам не удастся провести эту идею через правительство, что вы будете делать?
Мы выступаем за то, чтобы спокойно решать эти вопросы. Но есть разные механизмы: через СНБО в случае угрозы для энергетической безопасности страны, есть правительство, есть парламент. Мы будем не просто критиковать, а предлагать альтернативу. Если парламент эту альтернативу не принимает и считает, что правильно именно так, то это его решение и ответственность на нем.
Вы всегда критиковали формулу «Роттердам+», что будет с ней?
Ситуация простая. Если заработает «новый рынок», то он заменит «Роттердам+», но тогда мы можем получить цену «Роттердам ++». Я думаю, что нужно найти способ формульного ценообразования, но не «Роттердам+». На самом деле тариф тепловой генерации уже снижается — это видно по цифрам.
Оно уже так понемногу происходит в силу определенных обстоятельств. Мы будем этот процесс мониторить. На самом деле что важно? Важна справедливость в тарифообразовании, тогда будет доверие.
Вы предлагаете какие-то альтернативы?
Конечно. «Роттердам» без плюса и с определенным дисконтом на содержание серы.
Какие энергетические инициативы вы будет предлагать в первую очередь?
Еще на встрече с еврокомиссаром [по вопросам европейской политики соседства и переговоров по расширению Йоганнесом] Зеленский говорил, что демонополизация энергетических рынков — один из наших приоритетов. Открытие рынка для импорта электроэнергии будет стимулировать конкуренцию. Например, электроэнергия на бирже в Венгрии сегодня дешевле, чем тарифы украинских угольных электростанций. Если откроем для них рынок, украинские угольные электростанции в условиях конкуренции снизят цены.
Также нужно сокращать потребление энергоресурсов. Тарифная проблема существует из-за того, что у нас слишком большие расходы тепла в домах. Поэтому энергоэффективность — ключевой вопрос.
Еще один первоочередной вопрос — увеличение добычи украинского газа. Если «Нафтогаз» не может самостоятельно нарастить добычу, нужно привлекать иностранных инвесторов. С увеличением добычи газа мы сможем отказаться от дорогого импортного.