Продюсер «Дикого поля» Владимир Яценко везет в Канны украинский фильм. Он советует, что из программы фестиваля стоит посмотреть
- Автор:
- Тома Балаева
- Дата:
Oleg Nikishin / Getty Images
Четырнадцатого мая откроется 72-й Каннский кинофестиваль. В основном конкурсе — картины Квентина Тарантино, Джима Джармуша, Педро Альмадовара, Кена Лоуча и других известных режиссеров. В программе «Особый взгляд» много дебютантов, среди них и крымскотатарский режиссер Нариман Алиев. Его фильм «Домой» рассказывает историю крымского татарина Мустафы и его сына, уехавших в Киев после аннексии Крыма. Продюсер фильма — Владимир Яценко. Он же продюсировал картину «Дикое поле» по роману Сергея Жадана «Ворошиловград», а сейчас готовит экранизацию нового романа писателя — «Интернат». theБабель попросил Яценко рассказать о том, какие фильмы из программы Каннского фестиваля стоит смотреть, зачем это делать и что будет дальше с фильмом «Домой».
Большинство людей из всей каннской программы будут смотреть только [новый фильм «Однажды в Голливуде» Квентина] Тарантино. Для меня это тоже единственный фильм, который must have. Остальные — если получится, то хорошо, не получится — не буду сильно убиваться.
В каннской программе всегда есть какое-то количество средних или даже, мягко говоря, спорных фильмов. В прошлом году я посмотрел где-то семь-восемь картин, и только две из них были хорошими. Причем «Дом, который построил Джек» [Ларса] фон Триера в этот список не входит. Если бы его режиссером был не фон Триер, а, например Михаил Ильенко, все бы плевались.
«Мертвые не умирают» Джармуша и «Боль и слава» Альмадовара — фильмы для синефилов. Конечно, их обязательно будут смотреть любители этих режиссеров. Насчет остальных не уверен. Джармуш интересен своей особой иронией, а последние фильмы Альмадовара, как по мне, похожи друг на друга, и я вряд ли пошел бы на этот. Кроме того, у Альмадовара специфическая тематика, не думаю, что массовый украинский зритель, привыкший к более развлекательному кино, будет это смотреть. Я почувствовал это на «успехе» «Дикого поля».
Я бы пошел на «Молодого Ахмеда» братьев Дарденн, потому что это интересный и необычный кинематограф, точно пошел бы на «Озеро диких гусей» Дяо Инаня. Я много слышал об этом фильме, что он визуально очень крут. Конечно, хочу посмотреть «Маттиас и Максим» Ксавье Долана. Мне кажется, он один из самых интересных современных режиссеров. Ему всего 30 лет, а у него уже есть и награды в Каннах, и «Сезар». Он молодой гений, который снимает фильмы на близкие людям темы, они одновременно и развлекательные, и серьезные.
Кен Лоуч — классика британского кинематографа, поэтому на «Извините, вас не было дома», наверное, стоит пойти. Но я Лоуча не люблю — он дико занудный. У него прекрасные поучительные истории и некоторые из них даже трогательные, но темпоритм его фильмов — как в 70—80-х. Их физически тяжело смотреть. Так же я отношусь к Терренсу Малику. Надо пойти на его «Скрытую жизнь», уважить старика, но окажется ли фильм хорошим — я не знаю.
Для меня намного более интересна секция «Особый взгляд», чем основная программа. Там дикое количество дебютов — это будущее. В основной программе сражаются нынешние боги кино, и все режиссеры, кроме Ксавье Долана, — это хоть и славное, но все же прошлое.
Я почти никого из режиссеров «Особого взгляда» этого года не знаю, но точно хочу посмотреть «Дылду» Кантемира Балагова. Я не большой любитель [его предыдущего фильма] «Тесноты», но сам Балагов мне интересен. Он ученик Александра Сокурова, и это кинематограф новой реальности, не надуманные драмы. Их, кстати, не хватает Украине. У нас до сих пор нет ни одной нормальной городской драмы, в которой жители мегаполисов узнали бы себя.
О фильме «Домой»
Мы едем в Канны с фильмом Наримана Алиева «Домой». Это первый случай в истории Украины, когда картина, попавшая в конкурс, полностью украинская — и режиссер, и основной продюсер наши. С одной стороны, «Домой» — уникальный, а с другой — универсальный фильм. Это необычная история отца и сына, которая происходит на пересечении множества болевых линий. Там о людях, потерявших родину, о мусульманах в абсолютно православной стране, об умирающей культуре. Это история об отце, родившемся в изгнании, для которого Крым — его Иерусалим, он всю жизнь боролся за право жить там; и об абсолютно космополитичном сыне, который не собирается иметь никакого отношения к крымскотатарской культуре. История авторитарного отца и сына, который пытается не стать таким же. При этом «Домой» — универсальный сюжет взросления и становления мужчины. Я бы не сказал, что это простая история, но она очень внятная. Там нет 27 сюжетных линий, которые с трудом пересекаются, там четкий линейный сюжет.
Для Наримана «Домой» — невероятный дебют. Только представьте, это первый фильм 26-летнего режиссера — и он сразу едет в Канны, сразу попадает в 35 лучших фильмов, отобранных со всего мира. Мы собираемся побороться и за «Оскар», если Украинский Оскаровский комитет посчитает нас достойными.
В Украине премьера «Домой» состоится на одном из крупнейших фестивалей. На каком — пока не могу сказать. После этого, дай Бог, будет какой-то прокат. Не знаю, насколько он может быть широким, потому что 70 процентов фильма сняты на крымскотатарском языке, а люди у нас ленятся читать субтитры, хотя текста там и немного.
Зачем смотреть фестивальные фильмы
Зачем людям стоит смотреть фильмы из программы Канн — сложный вопрос. Наверное, чтобы быть в курсе трендов и хоть как-то культурно развиваться. Если люди хотят думать, кино дает отличную возможность для этого. Книжку читать долго, а фильм можно посмотреть быстро, и он даст сильное эмоциональное переживание. Но я думаю, что нельзя заставить кого-то смотреть хорошие фильмы. Многие просто хотят забыться в кинотеатре, посмотреть каких-нибудь «Свингеров». С другой стороны, если мы начнем делать истории, которые будут не только развлекать, но и цеплять людей, задевать то, что их волнует, тогда эти фильмы имеют шанс на успех. Мне кажется, они уже появляются. Раньше мне было стыдно смотреть украинское кино, теперь — нет.