Тексты

Мы получили полную запись интервью генпрокурора Луценко для The Hill. Он рассказывает о бывшем вице-президенте США, экс-министре Злочевском и миллиарде долларов в обмен на Шокина

Автор:
Oksana Kovalenko
Дата:

Sergii Kharchenko / NurPhoto via Getty Images

20 марта американское издание The Hill выпустило материал, опираясь на интервью с генеральным прокурором Юрием Луценко. В нем Луценко раскритиковал посла США Мари Йованович. Заявления генпрокурора вызвали скандал в США и в Украине. На днях в The Hill должен выйти еще один материал по мотивам разговора с генпрокурором. Он касается бывшего вице-президента США, демократа Джо Байдена: его сын Хантер входит в совет директоров компании Burisma, принадлежащей экс-министру экологии времен Януковича — Николаю Злочевскому. Компания фигурирует в деле, которое расследует Генеральная прокуратура. Джо Байден собирается участвовать в выборах президента США в 2020 году. Материал The Hill должен выйти в ближайшее время, а в украинском медиа-пространстве — появиться видеозапись разговора The Hill с Луценко. Мы получили запись из достоверного источника и кратко ее пересказываем.

Генеральный прокурор Юрий Луценко во второй части своего интервью изданию The Hill намекает, что увольнение бывшего генпрокурора Виктора Шокина связано с делом компании Burisma, где в совете директоров с 2015 года работает сын Джо Байдена — Хантер.

По словам Луценко, компанией Burisma владел министр охраны природы времен Януковича Николай Злочевский — он отвечал за выдачу разрешений на добычу нефти и газа. После событий 2014 года Генпрокуратура начала расследовать возможные уголовные нарушения Злочевского, в том числе компании Burisma.

В 2016 году Джо Байден потребовал уволить тогдашнего генерального прокурора Виктора Шокина. По словам Луценко, Байден угрожал тем, что США не выделят один миллиард долларов помощи (в интервью «Голосу Америки» Байден говорил о миллиарде долларов кредитных гарантий). Шокина уволили, на его место назначили Юрия Луценко.

По словам генерального прокурора, он изучал документы дела. Согласно им, члены совета директоров Burisma, в который входил сын Байдена, получили 17 миллионов долларов. Но, говорит Луценко, это не означает, что они знали о «темном происхождении» этих денег — и еще нужно доказать их сомнительное происхождение.

В последние дни работы Шокина одно из трех дел ГПУ относительно Burisma «в самый горячий момент» передали в Национальное антикоррупционное бюро. В НАБУ, которое с первых дней существования получало поддержку посольства США, дело закрыли, — рассказывает Луценко. Он считает, что если бы дело осталось в прокуратуре, то ГПУ успешно бы завершила расследование. На прямой вопрос, пыталась ли тогдашняя американская власть как-то повлиять на дело по Burisma, Луценко ответил, что не украинская прокуратура должна давать ответ, намекая на американское правосудие. А насчет посольства и того, влияло ли оно на закрытие дела в НАБУ, он лишь сказал, что агентство тесно сотрудничает с посольством. (Руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий в интервью «Радио Свобода» рассказывал противоположное: именно САП закрыла уголовное дело, где фигурировали компании, связанные с Николаем Злочевским.)

Луценко говорит, что в Лондоне было еще одно дело по Burisma, которое ГПУ проиграла, поскольку тогдашний заместитель генерального прокурора направил в Великобританию документы. Луценко не назвал фамилию заместителя, но намекнул, что тот принимал участие в конкурсе на должность руководителя САП (очевидно, речь идет о Виталие Касько).