Расследования Bellingcat, борьба за киевскую «Тарелку» и цифровые мусорщики. Что покажут на международном фестивале Docudays UA
- Автор:
- Лена Ковальчук
- Дата:
Docudays
В Киеве 22 марта стартует 16-й Международный фестиваль документального кино Docudays UA. В программе — фильмы о правах человека и его точечной борьбе за них. Ни одну из документальных работ раньше в Украине не показывали. Например, фильм о том, как работают авторы громких расследований из проекта Bellingcat; как компьютерные программы без нашего ведома заносят нас в списки потенциальных преступников; как на африканских свалках местные жители находят старые жесткие диски, а потом, используя данные с них, вымогают деньги у обеспеченных европейцев; как в 89 лет можно стать гражданским активистом и бороться за здание, которое сам же и спроектировал. Docudays UA продлится до 30 марта, расписание показов и билеты можно найти на сайте фестиваля.
Bellingcat: Правда в мире постправды
Где смотреть: кинотеатр «Жовтень», 23 марта
Bellingcat — это группа журналистов-расследователей, которые, сидя дома на своих диванах, меняют порядок вещей в мире. Аудитория узнала о гражданской инициативе Bellingcat пять лет назад: проект запустился за два дня до того, как сбили малайзийский боинг МН17 над Донецкой областью. А уже в ноябре журналисты выпустили расследование, в котором указывали на причастность российских военных к катастрофе.
Ганс Пул стал первым режиссером, которого журналисты проекта Bellingcat так близко допустили к себе, показав ему, как они работают и где находят данные. Журналисты, задействованные в проекте, живут в разных странах: Германии, Нидерландах, Финляндии, США. В фильме рассказывается о шестерых из них: Элиоте, Хади, Тимми, Арике, Вели-Пеке и Кристиане. У организации нет формального лидера, но де-факто главный — Элиот Хиггинс, британский журналист и блогер. Хиггинс вместе с коллегами по Bellingcat (в штате их около десяти человек) фактически заставили мир всерьез относиться к данным, которые есть в открытом доступе, и к работе с открытыми источниками. До Bellingcat считалось, что расследованием громких преступлений могут заниматься только разведки, используя секретные данные. Сидя в своем доме в Лестере, Элиот Хиггинс заставил нервничать медиа, социальные сети и правительства разных стран.
Три главных события, на которых основан фильм: катастрофа МН17 (используя открытые источники, они определили маршрут передвижения зенитно-ракетного комплекса «Бук», вышли на человека, который руководил его перемещением, и уличили Минобороны РФ во лжи), гражданская война в Сирии и загадочное отравление бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля. Особенность этих журналистов в том, что они работают с открытыми источниками данных: архивы снимков Google Earth, снимки из социальных сетей и видео с YouTube. В эпоху постправды и бесконечных фейковых новостей мы все чаще нуждаемся в перепроверке фактов.
Спустя несколько лет влияние организации признали в мире. В 2017 году журналист Bellingcat Кристиан Триберт получил премию Европейской прессы за репортаж о неудавшемся перевороте в Турции. Их методы работы с данными старались перенять в известных СМИ, в том числе и в The New York Times.
Где смотреть: кинотеатр «Жовтень», 24, 25, 30 марта
С момента появления социальных сетей, таких как Facebook, YouTube и Twitter, их создатели уверяли, что хотят придумать новое сообщество без границ — географических, экономических и социальных. Считалось, что чем больше ты общаешься, тем больше ты понимаешь. Но популярность соцсетей привела к тому, что с их помощью люди начали распространять радикальные взгляды и призывать к терроризму.
В Кремниевой долине разработали ряд правил, критериев и алгоритмов, по которым определяют, какой контент удалить, а какой оставить. Этим занимаются модераторы, «цифровые мусорщики», или просто чистильщики. Пока их руководители сидят недалеко от Сан-Франциско, чистильщики работают в столице Филиппин — Маниле. Десятки тысяч людей удаляют сотни тысяч сомнительных постов и изображений за десятичасовой рабочий день.
Фильм рассказывает о жизни пяти «цифровых мусорщиков» и том, как такая работа травмирует и влияет на жизнь. Авторы раскрывают систему взаимоотношений между «мусорщиками» и их работодателями из Кремниевой долины.
Где смотреть: кинотеатр «Жовтень», 23, 24, 29 марта
Можно ли предотвратить преступление и остановить убийцу, вычислив его заранее? Можно — благодаря компьютерной программе. Она с помощью специальных алгоритмов анализирует и вычисляет день преступления и потенциального исполнителя. Сами люди превратились в носителей цифровых данных: каждый шаг, покупка, разговор, перемещение — все отслеживается. У каждого из нас есть свой рейтинг потенциального преступника, а у служб безопасности — закрытые списки гипотетических преступников. Что если в нем окажется кто-то из наших близких или даже мы сами?
Режиссеры отправились в Чикаго, Лондон, Париж, Берлин и Мюнхен, чтобы на деле показать, как работают программы по вычислению потенциальных преступников и какой вред они могут нанести неприкосновенности частной жизни. Фильм рассказывает о создателях этой технологии, о том, чем они живут, и кому оказалось выгодным их изобретение.
Где смотреть: кинотеатр «Жовтень», 25, 26, 29 марта
В Гане есть свалка старой электроники, здесь можно найти сотни тысяч жестких дисков. Нужно всего лишь подобрать их и получить доступ к личной информации бывших владельцев. Фильм рассказывает о трех ганцах, которые пытаются стать мошенниками в сети.
Молодая мама Ама только учится мошенничеству, опытный Фрэнсис курирует всех остальных, а человек, который фигурирует в фильме под именем Один доллар, мечтает уехать в Италию, но пока влюбляет в себя мужчин из Европы: они ведутся на фальшивые снимки и его пронзительный голос. Они обманом выманивают у европейцев тысячи евро, а сами зарабатывают всего 12 евро в месяц.
Где смотреть: кинотеатр «Жовтень», 23, 25 марта; кинотеатр «Киев», 28 марта
Эдвину и Наоми по двадцать лет. За год они успевают познакомиться, влюбиться и разойтись. Режиссер Лина Мария Маннгаймер довольно откровенно засняла их отношения и мысли о трудностях, какие бывают только в двадцать лет. Интимный и одновременно грубый портрет их жизни. Режиссер хотела отследить, как миллениалы выстраивают свою любовь, а своих героев нашла через интернет. Целый год они снимали свою жизнь и отношения, себя в сети и вне ее. Неожиданно, но в процессе фильма герои по-настоящему влюбились друг в друга.
Где смотреть: кинотеатр «Жовтень», 23 марта; IZONE, 24 марта; кинотеатр «Киев», 28 марта
Какая связь между насилием в семье и катанием на скейте? Три героя — скейтбордисты Зак, Кейр и Бинг. Все они живут в штате Иллинойс, в Рокфорде — городе, который поглотили рецессия, упадок и безработица. У Зака только что родился ребенок, Кейра взяли на первую работу, а Бинг — это и есть режиссер фильма. Спустя много лет он решает вернуться в Рокфорд, чтобы понять, почему когда-то так хотел отсюда уехать. Бинг пренебрегает принципом документалистики о невмешательстве и сам становится активным участником событий.
Проект начинался как обычный ролик о скейтбордистах, а перерос в документальный фильм о сломанных отношениях с отцами и отчимами, побуждающий рефлексировать о детстве. Бинг понимает, что скейтбординг стал попыткой сбежать из дома и обрести новую семью. В 20 лет сам Бинг уехал в Чикаго, а многие из тех, с кем он катался, попали в тюрьму или умерли от передозировки.
Он задавал скейтбордистам одни и те же вопросы: «Что такое скейтбординг», «Кого ты любишь больше — маму или папу», «Кто научил тебя ненависти». А потом все эти разговоры выливались в сеансы неожиданной психотерапии. Он осознал, что между желанием кататься на скейте и неблагополучием в семье куда больше общего, чем кажется.
Где смотреть: кинотеатр «Киев», 25 марта; кинотеатр «Днепр», 29 марта; кинотеатры «Лира» и «Жовтень», 30 марта
В феврале 2016 режиссер фильма Алиса Коваленко пошла снимать тренировку единственной профессиональной украинской женской футбольной команды. Тренер сразу предложила обратить внимание на девушку Алину и сказала, что у нее золотые ноги, но при этом вся ее жизнь — большая личная катастрофа.
Алина родилась в бедной семье, ее мать и отец — с тюремным прошлым, а футбол стал для нее единственной возможностью вырваться в люди. У Алины есть маленькие брат и сестра, и все вместе они живут с бабушкой. Девушка делает успехи, и совсем скоро ее должны пригласить в национальную сборную по футболу. Через пару недель после начала съемок у Алины умерла мама. Теперь она сама должна следить за детьми и забыть о своей звездной карьере, к чему футболистка оказалась совершенно не готова.
Где смотреть: кинотеатр «Киев», 23 марта; кинотеатр «Лейпциг», 29 марта; кинотеатры «Лира» и «Днепр», 30 марта
Главный герой — киевский художник и певец Анатолий Белов. Он балансирует между богемностью, провокационностью вперемежку с активной ночной жизнью и опекой над своей маленькой племянницей с психическим расстройством. Фильм о том, как в одном человеке уживается желание эпатировать своим искусством и выходками и необходимость кормить и читать сказки на ночь маленькой девочке, которой он по сути заменил отца. Сам Анатолий Белов написал, что ему не нравятся ни фильм, ни излишнее внимание, которое он может привлечь.
Где смотреть: кинотеатр «Жовтень», 23 марта
В 15 лет тогда еще школьник Сергей Чагаров стал гражданским активистом. Он решил бороться с несправедливостью чиновников и начал посещать заседания сельсовета. Сергей живет в Гатном — селе под Киевом. Чагаров борется с дерибаном земель и добивается от органов власти рассекречивания информации. На одном из видео 2017 года депутат сельсовета Гатного Паламарчук угрожал ему физической расправой и применил к нему физическую силу. Посты, которые Чагаров писал в фейсбуке, не нравились многим местным депутатам. И если для гражданского сообщества Сергей стал героем, то среди жителей своего села почему-то понимания не нашел.
Теперь ему угрожают не только депутаты, но и односельчане, призывая не лезть в дела взрослых и жить своей «подростковой» жизнью. Чагарова волнуют как локальные проблемы — доступ к озеру в Гатном, так и раскрытие масштабных коррупционных схем, где фигурируют откаты на миллионы гривен. Однажды во двор Чагарову кто-то забросил гранату, а полиция до сих пор не нашла виновных. Фильм рассказывает о том, что активистом в Украине быть опасно.
Где смотреть: кинотеатр «Жовтень», 23 марта
Фильм о борьбе архитектора знаменитой киевской «Тарелки» с местными застройщиками. Флориану Юрьеву 89 лет, в 1978 году он спроектировал один из самых ярких примеров киевского модернизма. В конце 2017 года на месте этого здания решили построить новый торговый центр Ocean Mall, из-за чего дом с «Тарелкой» планировали снести. На этой волне в городе появилось движение гражданских активистов #Savekyivmodernism, они борются за то, чтобы сохранить здание, а сам архитектор Юрьев даже разработал альтернативный проект реставрации.
Зрители увидят, как происходила борьба за архитектурное наследие и как 89-летнему Флориану Юрьеву пришлось заново «придумывать» свой проект. Многих архитекторов зданий в стиле модернизм уже нет в живых, а Юрьев не только дожил до момента, когда его наследие захотели уничтожить, но и сам стал частью кампании по спасению своей культовой «Тарелки».
Где смотреть: кинотеатр «Жовтень», 25, 26, 29 марта
Фильм — своеобразный рассказ о четырех людях, которых пугает будущее заповедника. Каждый из них решил защищать Асканию по личным причинам, но остаться в стороне они не смогли. Аскания — самый большой европейский степной заповедник. Сто лет назад, когда его основали, в регионе построили железную дорогу, телеграф, водопровод, провели телефонную связь и электричество. Здесь жили животные со всего мира, но в последние годы их становится все меньше.
Уникальная экосистема заповедника функционирует до сих пор во многом благодаря усилиям активистов, которые и стали героями фильма. По словам режиссера фильма Андрея Литвиненко, «Заповедник «Аскания» — история об уникальных людях и животных, которые вынуждены бороться за существование в оазисе посреди полупустыни, а сама Аскания — своеобразный бриллиант, оказавшийся в грязи.
Где смотреть: кинотеатр «Жовтень», 26, 27, 30 марта
Три волонтера, пять лет войны. Все это время они возят гуманитарную помощь солдатам. Гражданским война приелась, все от нее устали, но она не закончилась. Сергей Лысенко и Мирослав Гай — одни из тех, кто до сих пор регулярно ездит на Донбасс и не дает забыть о происходящем. Например, о том, что солдатам приходится воевать на танках, которые еще недавно были музейными экспонатами. Местные жители, солдаты, похороны, дороги, обстрелы — все это до сих пор происходит в каких-то 650 километрах от мирной столицы.