Bihus.Info: НАБУ, СБУ и Генпрокуратура знали о схемах замглавы СНБО Гладковского в «оборонке». За молчание они три года получали взятки
- Авторы:
- Serhii Pyvovarov, Евгений Спирин
- Дата:
Струмковський Владимир / УНИАН
Журналисты издания Bihus.Info выпустили заключительную серию расследования о махинациях в оборонной сфере, где фигурируют бывший первый замсекретаря СНБО Олег Гладковский и его сын Игорь. Генеральный прокурор Юрий Луценко еще 10 марта заявил, что к скандалу в «Укроборонпроме» причастны сотрудники НАБУ, Государственной фискальной службы, СБУ и ГПУ. По данным журналистов, все они получали взятки за то, чтобы не дать ход делам в своих ведомствах. Пересказываем кратко.
В предыдущих трех сериях расследования журналисты Bihus.Info рассказывали, как в 2015—2016 годах отец и сын Гладковские и двое их партнеров по завышенным ценам продавали «Укроборонпрому» запасные части к военной технике, которые ввозили из России.
Государственная фискальная служба (ГФС) первой начала расследовать работу конвертационных центров [ТОВ «Наполи Груп», ТОВ «Промомаркетгруп», ТОВ «Мидленд инвест», ТОВ «Малави»], через которые организаторы схем обналичивали деньги от продажи контрабанды оборонным заводам. «Уладил вопрос» с ГФС один из участников схемы Юрий Рогоза. По его словам, стоило это гораздо дешевле, чем сделать то же самое с ГПУ: 8—10 тысяч долларов против 20 тысяч в случае с Генпрокуратурой.
Декабрь 2016-го, Рогоза договаривается со следователем киевского СБУ Дмитрием Москаленко о передаче 25 тысяч долларов через водителя. Взятки в СБУ возили регулярно. В январе 2017-го партнер Гладковского-младшего Виталий Жуков напоминает Рогозе завезти взятку за свободный проход контрабанды. Только в 2016 году Киевский бронетанковый завод перечислил участникам схемы почти 3,4 миллиона долларов. А Москаленко в начале 2017 года получил от Рогозы авто BMW.
В конце 2015 года за центральную фирму, через которую продавали детали «Укроборонпрому» — «Оптимумспецдеталь», впервые берется военная прокуратура. Никаких серьезных нарушений следователи не нашли. Обнаружили только фиктивную владелицу компании-прокладки, которая торговала с «Оптимумспецдеталью», — Сирик Елену из села в Киевской области.
Вторая попытка Военной прокуратуры в этом деле была зимой 2017 года. Тогда обнаружили убытки четырех военных заводов на 300 миллионов гривен. Дело передали в ГФС — разбираться с нарушениями в уплате налогов. Судя по переговорам между Жуковым и Рогозой в феврале 2017-го, «закрыть» это дело стоило 20 тысяч долларов.
Третья попытка — весна 2017 года. Военная прокуратура обыскивает центральный офис «Укроборонпрома» на предмет связей с «Оптимумспецдеталью». Но позже расследование останавливают, а решение суда о проведении обысков в «Укроборонпроме» изымают из реестра.
НАБУ знало о подозрительной деятельности «Оптимумспецдетали» минимум с осени 2016 года. Тогда ведомство передало «Укроборонпрому» список ненадежных фирм, в котором была и «Оптимумспецдеталь». Но 20 января 2017 года Рогоза получил новый уточненный список, подписанный первым замдиректора НАБУ Гизой Углавой, где «Оптимумспецдетали» уже не было. После этого фирма продала Харьковскому бронетанковому заводу прицелы для танков по втрое завышенной цене на сумму около 14 миллионов гривен. Посредником этой сделки, согласно расследованию, был внештатный агент НАБУ Евгений Шевченко. А удалил «Оптимумспецдеталь» из списка штатный детектив НАБУ Дмитрий Литвиненко.