«Книжному арсеналу» грозят судами и жалобами в СБУ. Он отказал издательствам, выпускающим мемуары ветеранов АТО и книги о фашизме
- Автор:
- Тереза Лащук
- Дата:
Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»
На прошлой неделе один из крупнейших литературных фестивалей Украины «Книжный арсенал» отказал в месте для стенда нескольким издательствам. Одно из них, «ДІПА», специализируется на литературе ветеранов АТО. Второе, «Zалізний тато», печатает книги Дмитрия Корчинского и тексты о фашизме. За отказ им в участии фестиваль начали обвинять в сепаратизме, на него планируют написать заявление в СБУ и подать в суд. В оргкомитете «Книжного арсенала» объясняют, что в этом году они получили рекордное количество заявок, поэтому все желающие физически не смогут поместиться. Критики считают, что этот конфликт на самом деле — борьба либеральной и праворадикальной идеологий.
28 февраля ветеран АТО Олег Болдырев (известный как Мартин Брест) написал, что издательству «ДІПА» во второй раз отказали в участии в «Книжном арсенале» без объяснения причин. «Второй год подряд нам отказывают еще в феврале, когда есть куча свободных мест... При этом «Саммит-книга» с рекламой фонда Рината Ахметова — через половину, с*ка, павильона», — написал Болдырев. Два года назад «ДІПА» издала его сборник рассказов «Пехота». У Мартина Бреста более 40 тысяч подписчиков, его пост быстро распространился. Волну возмущения подхватил еще один известный блогер — советник губернатора Днепропетровской области Юрий Богданов. Он заявил, что государственное предприятие должно поддерживать «ветеранские» издательства.
«Проблема в том, что в организаторах засел сепар, или вы немножко забыли, в чем ваша миссия как госпредприятия. У нас, если вы не знали, уже пять лет идет война», — написал он в адрес «Книжного арсенала».
Отдельный пост написал еще один ветеран АТО — Алексей Бешуля, доброволец ВСУ с позывным «Обама». Он — основатель издательства «Zалізний тато», которому «Книжный арсенал» уже второй год подряд отказывает в участии. Оргкомитет фестиваля объяснил им свой отказ тем, что на всех желающих места в «Мистецьком Арсенале» не хватает. «Мы в этом году отказали около 40 издательствам, книжным магазинам, инициативам по чтению с электронными устройствами», — сообщили в КА. Издательству предложили объединиться с другими участниками и попросить место на стенде. В «Книжном арсенале» также согласились на то, чтобы «Zалізний тато» провел на фестивале свое мероприятие.
«Кураторской команде нравится идея организовать дискуссию с участием историков и автора по этой вашей книге «Скоропадський, Маннергейм, Врангель: кавалеристи-державники» или же совместно провести с «Лютой справой» поэтический вечер с Семесюком и актуализировать вашу книгу «Нема чим робить», — написал оргкомитет.
1 марта «Книжный арсенал» написал официальное обращение, в котором подчеркнул, что на фестивале готовят отдельный ветеранский стенд, на котором будут представлены книги украинских издательств, посвященные вопросам войны и памяти, а также издания авторов-ветеранов АТО.
Однако Бешулю такой ответ не удовлетворил — он считает, что идею с ветеранским стендом в КА придумали уже после того, как скандал набрал обороты. Потому на этот стенд «Zалізний тато» отправлять свои книги не будет. Он требует предоставить им отдельный или хотя бы совместный с издательством «ДІПА» стенд.
Какие книги выпускают «ДІПА» и «Zалізний тато»
Оба упомянутых издательства — относительно молодые и небольшие. В ассортименте «ДІПА» действительно есть десяток книг, написанных ветеранами АТО. Кроме Мартина Бреста, среди авторов — заместитель командира батальона «ОУН» Борис Гуменюк и бывший пресс-офицер Влад Якушев. Также в «ДІПА» выходил сборник «14 друзей хунты» — рассказы военных, волонтеров и блогеров про войну, АТО и Донбасс.
У «Zалізного тата» несколько иной ассортимент. Они издавали, среди прочих, «SEX и Фашизм» авторства Филиппо Томмазо Маринетти, «Муссолини глазами украинцев», книгу основателя партии «Братство» Дмитрия Корчинского «Естетика жебрацтва» и сборник рассказов Дмитрия Савченко и Алексея Бешули. А презентации их книг в регионах часто организовывает «Национальный корпус».
Упомянутый Дмитрий Савченко 10 лет отсидел в тюрьме. Его и еще трех человек признали виновными в «Троещинском теракте» 2004 года. Тогда в результате двух взрывов на Троещинском рынке погиб человек, а еще 10 людей были травмированы. Савченко вышел на свободу в 2014 году, после чего начал называть себя незаконно осужденным и политзаключенным и стал спикером «Правого сектора».
Что говорят в «Книжном арсенале»
В КА утверждают, что об идеологической цензуре речь не идет. «Начиная с 2014 года на «Книжном арсенале» презентовали десятки книг о Революции Достоинства и о войне в Украине, украинских героях, сопротивлении крымских татар, российской пропаганде, политзаключенных Кремля, переселенцах — как для взрослой аудитории, так и для детской», — сообщила пресс-служба фестиваля.
«У «Книжного арсенала» нет конкретного списка требований, по которым отсеивают участников, — рассказала theБабелю руководитель отдела по связям с общественностью «Мистецького Арсенала» Ирина Гарнец. — Отбор происходит коллективно — этим занимается вся кураторская команда. Конечно, важны тиражи издательства. Много раз небольшие издательства между собой кооперировались. Ну и плюс, у нас есть стенд малых издателей», — говорит она.
По словам Гарнец, количество желающих принять участие в фестивале растет каждый год. В этом году таких издательств уже 200, а утвердить участие КА может только 150 издателям. Она говорит, что помещение «Арсенала» не настолько большое, как хотелось бы, к тому же оно нуждается в реставрации. Достроить помещение невозможно, поскольку это памятник архитектуры национального значения. План реставрации у МА уже есть, но денег на то, чтобы начать воплощать его в жизнь, не хватает.
«Финансируемся мы частично из государственного бюджета, а частично за счет денег, полученных от продажи билетов на мероприятия. До осени прошлого года КА, как и подобные учреждения культуры, возвращали в бюджет 75 процентов средств, заработанных собственными силами. Недавно правительство уменьшило эту сумму до 30 процентов. Это позволяет нам говорить о более быстрой перспективе реставрации здания. Но это не вопрос перспективы даже нескольких лет. Это очень далекая перспектива», — говорит Гарнец.
Каким еще издательствам отказали, в «Арсенале» не сообщают — говорят, что переговоры продолжаются, и окончательный список участников пока не сформирован. Однако в соцсетях об отказе написал еще один известный блогер — Свирид Опанасович, автор книг «Історія України від Діда Свирида».
Причем тут СБУ
1 марта Алексей Бешуля опубликовал еще один пост — на этот раз о партнерах «Книжного арсенала». Он обнаружил, что организация сотрудничает с немецким фондом имени Розы Люксембург. «Это структурное подразделение партии Die Linke — леворадикальной организации, полностью дружественной Кремлю. Эта организация осенью 2014 года первой в Германии начала делать заявления об отмене санкций в отношении РФ за агрессию против Украины. В 2016 году на своем съезде провела видеомост с интернацианальной бригадой «Призрак» — бывшей бандой Лешки Мозгового из «ЛНР», — написал он и предостерег, что «идет писать на КА заявление в СБУ».
На вопрос theБабеля по поводу сотрудничества с этим фондом координатор фестиваля Оксана Хмелевская сообщила, что они направили официальный запрос фонду Розы Люксембург и их разъяснение вскоре опубликуют на сайте. Хмелевская также отметила, что информация по поводу конференции, о которой писал Бешуля, — искажена. «Конференция Розы Люксембург [во время которой делали видеомост с бригадой «Призрак»] не имеет никакого отношения к фонду Розы Люксембург, просто похожий нейминг», — пояснила она.
Ирина Гарнец рассказала theБабелю, что фонд имени Розы Люксембург никогда не финансировал «Книжный арсенал». Единственная помощь от него заключалась в том, что в 2017 году он профинансировал перевод комикса «Красная роза» и обеспечил приезд на фестиваль его автора — британской художницы Кейт Эванс.
5 марта в комментарии theБабелю Бешуля сказал, что до сих пор не написал заявление в СБУ, но консультируется с юристами и собирается сделать это в ближайшее время.