60 дней до выборов президента. На сайте Владимира Зеленского зарегистрировались 500 тысяч человек. Объясните, откуда они пришли?
- Автор:
- Gleb Gusev
- Дата:
Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»
Первого января Владимир Зеленский начал избирательную кампанию в интернете: появились его группы в социальных сетях и сайт, где можно «присоединиться к команде» кандидата. На сайте работает счетчик регистраций: в конце января он достиг отметки в 500 тысяч (на следующий день после запуска Зеленского обвинили в том, что он накручивает счетчик и обманывает избирателей). theБабель поговорил с Михаилом Федоровым, который ведет онлайн-кампанию Владимира Зеленского. В базе на полмиллиона регистраций его команда выделила 67 тысяч человек, которые оказались самыми активными. Главная цель онлайн-кампании — привлечь на выборы молодежь и рекрутировать добровольных наблюдателей, которые будут следить за подсчетом голосов.
Первого января Владимир Зеленский объявил, что баллотируется в президенты, и начал избирательную кампанию в интернете: появился сайт, где любой желающий мог заполнить онлайн-анкету и «присоединиться к команде». К 25 января счетчик регистраций показывал отметку в 500 тысяч.
На второй день работы сайта оппоненты Зеленского обвинили его в том, что он обманывает избирателей. По их словам, показания счетчика на сайте увеличивались равномерно вне зависимости от времени суток, а значит, его накручивали искусственно. Первый пост об этом появился в анонимном аккаунте в Twitter; на него сослался блогер Игорь Бигдан, который входит в объединение «Демократична сокира»; а уже его пост расшерил советник действующего президента Юрий Бирюков.
Мы самостоятельно проверили прирост регистраций на сайте Владимира Зеленского 3—4 января. Стало очевидно, что количество регистраций все же меняется в зависимости от времени суток. При этом на графике наблюдались другие аномалии: два периода, когда счетчик «выключался», и экстремальные пики в 1000—1200 регистраций (в среднем за минуту прибавлялось 100—120 регистраций).
Поведение счетчика theБабелю прокомментировал Михаил Федоров, руководитель диджитал-кампании Владимира Зеленского. По его словам, «выключения» счетчика объясняются DDoS-атакой на сайт, а экстремальные пики — атакой ботов. Исчезли пики, по его словам, после того как в анкете начали верифицировать пользователей с помощью «капчи». Посмотреть, как росло количество регистраций, можно на сайте, который 3 января запустили два программиста компании IO Technologies (не имеет отношения к предвыборному штабу Зеленского).
Проверить, откуда пользователи приходили на сайт Зеленского, можно в статистике, которую администратору сайта показывает сервис Google Analytics (GA). По просьбе theБабеля Михаил Федоров обнародовал статистику посещаемости за январь с разбивкой по источникам.
- Около 34 процентов посетителей, предположительно, заходили на сайт по линку из мессенджеров Viber и Telegram или вводили название сайта в адресную строку браузера (direct, «прямой» трафик).
- Около 30 процентов посетителей пришли по ссылкам из Facebook или по линку из Facebook-мессенджера.
- Около 10 процентов посетителей пришли по линкам из поиска Google.
Михаил Федоров руководит агентством интернет-маркетинга SMMSTUDIO, которое находится в Запорожье. В 2018 году он начал сотрудничать с директором компании «Квартал-Концерт» Максимом Ткаченко — его агентство продвигало мероприятие Ткаченко под названием «Шоу-бизнес. Как добиться успеха без денег и связей». После президентских выборов они собираются запустить совместный стартап — e-sponsor. Это должна быть онлайн-площадка, которая объединит организаторов мероприятий и представителей бизнеса.
По словам Михаила Федорова, над онлайн-кампанией Владимира Зеленского в его студии работают около десяти штатных сотрудников и несколько десятков волонтеров. Формальных показателей эффективности избирательный штаб перед ним не ставил — он и его команда «сами определяют, что и как делать». К 29 января они зафиксировали 510 тысяч заявок на сайте кандидата. 310 тысяч человек заполнили расширенную анкету, из них 68 тысяч заполнили «открытое поле», где желающие могли указать, как именно они хотят помочь избирательной кампании Зеленского. С помощью машинного алгоритма их разбили на 37 групп по типу занятий: юристы, финансисты, дизайнеры, журналисты и так далее. С каждой из этих групп планируют выстроить особую коммуникацию. По словам Михаила Федорова, главная цель онлайн-кампании — привлечь на выборы молодых избирателей (группу с традиционно низкой явкой на выборах) и создать сеть добровольных наблюдателей, которые будут следить за подсчетом голосов.