Тексты

«Меня уговорили на это безобразие». Как ветеран войны создал частную армию мэру Одессы Труханову и участвовал в рейдерской перестрелке, а потом попал на рождественскую встречу к Порошенко

Автор:
Евгений Спирин
Дата:

Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»

Переселенец из Донецка и ветеран войны Вадим Остапчук стал первым гостем передачи «Рождественские встречи с президентом», которая вышла на телеканале Рината Ахметова «Украина» 22 января. Остапчук и его жена Лариса Радкевич тридцать минут общались с Петром Порошенко перед камерами. Как говорит сам Остапчук, никаких специальных заявок для участия в передаче он не подавал, ему позвонили и предложили. Съемки проходили в первые дни после Нового года. У Остапчука интересная биография: в 2015 он организовал «Муниципальную охрану» в Одессе, которую называли частной армией мэра города Геннадия Труханова. В апреле 2018 его задержала полиция после перестрелки в одесском кооперативе «Вымпел-11». theБабель рассказывает, чем еще известен первый гость рождественских встреч Порошенко.

До войны Вадим Остапчук жил в Донецке, занимался бизнесом и был соучредителем хоккейного клуба. После начала Евромайдана приехал в Киев и вступил в 8-ю Афганскую сотню Самообороны. В самом Донецке в марте 2014-го одним из первых организовал отряд по охране проукраинских митингов. С начала мая 2014 года вступил в добровольческий батальон «Днепр-1», был заместителем командира 5-й роты.

«К нему в Донецке хорошо относились. Принимал участие во многих операциях. В первых рядах стал добровольцем, позвав за собой многих ребят. Воевал», — рассказывает об Остапчуке участник боевых действий и член партизанской группы «Равлик» Богдан Чабан.

Что было дальше, Остапчук рассказал в первой серии «Рождественских встреч с президентом»: «Нам куда-то надо было возвращаться [домой в Донецк], а возвращаться было некуда. И тут мне друзья предложили работу в Одессе. Понадобился наш опыт, связанный с безопасностью в городе».

В апреле 2015 года в Одессе создали «Муниципальную охрану» — коммунальное предприятие по проекту городского головы Геннадия Труханова. Оно должно было следить за безопасностью сотрудников мэрии, которые демонтируют незаконные МАФы, помогать взыскивать административные штрафы и охранять муниципальные учреждения. 8 сентября директором КП назначили Остапчука.

Весной 2016 года предприятие получило лицензию, а его работники — право применять спецсредства: газовые баллончики, резиновые дубинки, наручники. В «охране» до этого момента работали бывшие милиционеры и военные, в том числе и ветераны АТО. Несмотря на все заверения Труханова в том, что «Муниципальная охрана» не станет частной армией, по меньшей мере дважды муниципалы принимали участие в разгоне палаточных городков антитрухановской оппозиции и засветились еще в нескольких конфликтах. В сентябре 2018 года на Международной конференции по правам человека в Варшаве зачитали доклад о ситуации в Одессе. В ней «Муниципальную охрану» назвали «частной армией» городской власти.

Сам Остапчук рассказал theБабелю, что ушел с предприятия два года назад, в 2017 году, из-за расхождения во взглядах относительно развития структуры. Говорит, что его звали «менять власть изнутри, а получилось наоборот». «Я создавал эту охрану. Но ушел по взаимному согласию, из-за разных взглядов на жизнь. Я и так ждал, когда попросят уйти. Сначала не хотел возглавлять охрану, но меня уговорили на это безобразие под видом того, что все будет правильно и патриотично. Но увидел, что творится безобразие, и ушел».

После этого Остапчук основал свою частную охранную фирму, а в апреле 2018 года его и еще 15 человек задержала полиция. Они участвовали в рейдерском конфликте относительно стоянки на территории кооператива «Вымпел». Сторожа тяжело ранили в живот, а еще несколько человек получили ранения из травматических пистолетов. Остапчук утверждает, что защищал стоянку от рейдеров, об этом его попросили участники «Самообороны Одессы», которой руководит Тодор Пановский.

«Я открыл частную охранную фирму. Стоянка обратилась к «Самообороне», а они обратились к нам. Мы заключили договор на охрану. А схема отжима стоянок мне известна. Еще когда я был директором «муниципалки», ее [схему] со мной обсуждали. Мы вписались [против рейдеров]. На двух парковках все было нормально, а на «Вымпеле» в нас начали стрелять».

Через полгода с людей из «Самообороны» и Остапчука сняли все обвинения.

По словам одесского журналиста «Радио Свобода» Михаила Штекеля, который следил за процессом «Муниципальной охраны», Остапчук перестал сотрудничать с «Самообороной» сразу после стрельбы на парковке.

«Оценки его личности разнятся. Кто-то говорит, что он был просто посредником между властью, более серьезными людьми и остальными. А его коллеги, наоборот, говорят, что он патриотичный и ушел по убеждениям. Не захотел ложиться под Труханова. Но его не воспринимали как самостоятельного игрока. Охрану курировал заместитель Труханова Котляр. Ну, и глава полиции Головин. А Остапчук работал под ними».

Остапчук говорит, что больше никак не связан с городскими властями, хотя с Трухановым иногда пересекается. «Бывает, мешаю ему. Он пару раз звонил, пытался чего-то добиться своего. Но я же два года там работал, поэтому кухню знаю. Случается, что мы становимся друг у друга на пути».