«Россия устала давать деньги в обмен на поцелуи». Беларусь (пока) не объединяется с РФ — объясняет белорусский правозащитник Андрей Стрижак
- Автор:
- Евгений Спирин
- Дата:
Пресс-служба президента российской федерации
Вчера, 29 декабря, президент Беларуси Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин встретились уже второй раз за неделю. На встрече, длившейся больше трех часов, договорились создать рабочую группу, которая, по словам Путина, «будет работать в направлении развития планов в строительстве Союзного государства». Договор между Беларусью и Россией о создании Союзного государства был подписан 8 декабря 1999 года: по нему страны должны объединить валюту, армию, таможенную и налоговую системы. Украинские СМИ уже выпустили тексты под заголовками «Лукашенко выставил Беларусь на продажу», «Объявит ли Лукашенко о вхождении в состав РФ», а Facebook-блогеры написали, что Путин сможет открыть второй фронт, но уже на севере Украины. По просьбе theБабеля правозащитник и гражданский активист из Беларуси Андрей Стрижак объясняет, что происходит на самом деле и как будут развиваться события.
У стран очередной виток очень глубокой дружбы, который обоснован тем, что Беларуси нужны деньги. Лукашенко хотел сделать маневр с нефтью [с 2019 года РФ отменяет экспортные пошлины на нефть, до этого Беларусь покупала российскую нефть беспошлинно и зарабатывала на ее реэкспорте около 10 млрд долларов], но в ответ от премьера Дмитрия Медведева и президента Владимира Путина получил предложение вернуться к интеграционной модели союзного государства. Там есть такие положения, как общая фискальная политика, общие таможенные органы, единая валюта и много чего еще. Но после подписания договора о Союзном государстве объединение происходит только на бумаге. Есть структуры этого Союзного государства: парламент, государственный секретариат. Люди получают деньги за свою работу, но по факту ни на что не влияют. А еще на границе появился выборочный контроль, потому что через Беларусь в Россию едут украинцы.
Сейчас, по итогам встречи, сказано только, что создана «рабочая группа». Это не того уровня орган, чтобы решать вопрос о включении Беларуси в Россию. Мало кто может понять, как будет развиваться ситуация, потому что переговоры были в закрытом формате. Никаких четких решений стороны не озвучили.
Скорее всего, Лукашенко не получил финансовых гарантий, и у него нет возможности закрыть дыру в бюджете. Для Беларуси это значит, что нам надо в очередной раз брать займы. А что касается больших геополитических изменений на карте Европы — я их не предвижу. Истерить не стоит.
Есть признаки того, что истерика преждевременна. Популярные Telegram-каналы, близкие к Кремлю, например «НЕЗЫГАРЬ» [Telegram-канал, на который подписаны больше 195 тысяч людей. Пишет о политике в России, якобы имея инсайды из Кремля и окружения Путина], разгоняют фейки. Например о том, что Лукашенко уже в новогоднюю ночь сделает заявление о присоединении Беларуси к России или о том, что Лукашенко уйдет в отставку. Это вряд ли возможно, но это сигнал, что Россия устала давать деньги в обмен на поцелуи.
Можно оценить и настроения в белорусском обществе. Белорусские городские паблики в соцсетях покупаются российскими компаниями. Там начали появляться опросы «Хотите ли вы, чтобы страна вошла в состав России?» Так вот, даже в купленных пабликах нет большинства «за». Обычно соотношение 60 на 40 или 50 на 50. За вступление в Россию — обычно люди из маленьких городов. А вот те, кто работает с Евросоюзом, понимают, что такое слияние сделает с белорусской экономикой, и они против.
Однако, особую тревогу вызывают вооруженные силы Беларуси, которые во многом интегрированы в систему обороны России (в первую очередь ПВО), вот там «объединительные» тенденции достаточно сильны. А это вызов для системы национальной безопасности. Но и военные и остальная вертикаль не самостоятельные игроки и смотрят на то, что будет говорить и делать Лукашенко.