Самые заметные нон-фикшн книги года — о мировой бюрократии, войне будущего и явлениях, которые изменили мир. Итоги 2018
- Автор:
- Глеб Буряк
- Дата:
Женя Полосина / «Бабель»
Как устроена мировая бюрократия? Какие вызовы стоят перед человеческой цивилизацией? Кто будет cражаться на войне будущего? Чем украинская революция 2014 года похожа на Великую французскую и что из этого следует? Такие вопросы занимали авторов самых заметных документальных книг. Их список по просьбе theБабеля составил Глеб Буряк — проектный менеджер группы «Энергетический стандарт», преподаватель мировой экономики и теории международных экономических отношений в университете «Конкордия». В подборку вошли издания на английском, украинском и русском языках, вышедшие в 2017—2018 годах, и одна классическая работа о Великой французской революции. Бонус: пять самых продаваемых в Украине книг нон-фикшн по версии магазина Yakaboo.
Юваль Ной Харари
«21 урок для 21-го века» (21 Lessons for the 21st Century, 2018)
Пауло Коэльо от науки, израильский историк Юваль Ной Харари продолжает переиздавать свою нашумевшую книгу «Sapiens: Краткая история человечества» под новыми названиями.
Харари систематизирует уже существующие знания, от него не стоит ждать глубоких научных открытий. Хорошо образованный читатель найдет в его книгах массу неточностей, его идеи могут казаться банальными, а слог — пошловатым для научной книги («Чтобы бежать быстро, не берите с собой лишнего. Оставьте все иллюзии — они слишком тяжелы». «Молчание — это не нейтралитет, молчание — это согласие»).
Но стоит отдать автору должное: он смог зажечь интерес к истории и проблемам человеческой цивилизации, как Э. Л. Джеймс — к BDSM. Помимо того, что он перечисляет набившие оскомину глобальные проблемы 21 века — искусственный интеллект, занятость и образование, Харари заходит на территорию экономики. Повторяя идеи Тома Пикетти и Джозефа Стиглица, он предостерегает об опасности разрыва между богатыми и бедными и предлагает несколько решений для борьбы с экономическим и социальным неравенством.
Самые продаваемые книги нон-фикшн по версии интернет-магазина Yakaboo
Ольга Фреймут «Етикет. Школа пані Фреймут».
Михаил Лабковский «Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым».
Наталія Самойленко «Їж, пий, худни. Здоров’я без дієт».
Ювал Ной Харарі «Людина розумна. Історія людства від минулого до майбутнього».
Стівен Кові «7 звичок надзвичайно ефективних людей».
Ключевая идея Sapiens и Homo Deus — миф и его роль в построении цивилизации — красной нитью проходит и здесь. Как прокомментировали книгу критики The Guardian: «22-й урок очевиден — ни один член племени Homo Sapiens не в состоянии знать все. И если новый век требует новых историй, то мы должны позволить новым рассказчикам создавать новые истории».
Янис Варуфакис
«Взрослые в комнате» (Adults in the Room, 2017)
Министр финансов греческого правительства в период кризиса, Янис Варуфакис написал мемуары о том, как в первой половине 2015 года он вел переговоры с Еврокомиссией и МВФ. Это первый инсайдерский рассказ о том, как работает международная экономическая бюрократия, с которой Украина тоже связана долгосрочными отношениями. Газета The Guardian назвала книгу одной из лучших политических биографий, а журнал Time заявил, что такие люди, как Янис, возвращают веру в политиков.
Это история интеллектуала-бунтаря, который хотел все сделать правильно. Профессор экономики Афинского университета и советник премьер-министра, Янис Варуфакис согласился занять пост министра финансов и попал в самое пекло переговоров по выкупу греческого долга после кризиса. В таких обстоятельствах МВФ традиционно требует от государства сокращать расходную часть бюджета, что, по мнению Варуфакиса, закрывает возможности для роста экономики. Варуфакис горько иронизирует над встречами и переговорами с европейскими чиновниками, которые он записывал во время своей недолгой, но яркой карьеры.
В результате получилась драма шекспировского масштаба, где могучие властители плетут интриги, чтобы к концу пьесы стать их же жертвами.
Аня Юрчишин
«Мои покойные родители» (My Dead Parents: A Memoir, 2018)
Этническая украинка Аня Юрчишин — представительница той части интеллектуальной элиты США, которая нам кажется дальше, чем есть на самом деле. Аня потеряла отца в раннем детстве — Юрий Юрчишин, успешный финансист и американский советник украинского правительства, разбился в автокатастрофе в Украине в 1996 году. Мать Ани пережила его на шестнадцать лет, но смерть мужа подкосила ее и превратила в алкоголичку.
Уже после смерти матери Аня обнаружила семейные альбомы и письма. Там она увидела светлую сторону жизни своих родителей. Авторитарный, отдалившийся от семьи отец и замкнувшаяся в себе пьющая мать — оказывается, это были не настоящие ее родители. Они много улыбались, смеялись и искренне любили друг друга. Письма и фотографии натолкнули Аню на главное исследование в ее жизни — узнать своих мертвых родителей.
Часть книги описывает путешествие в Украину. Гибель отца показалась Ане неслучайной, она пытается расследовать ее самостоятельно. Но эта книга не детективный триллер, она о поиске себя и недополученной любви.
Пол Шарр
«Ничья армия: автономное вооружение и будущее войны» (Army of None: Autonomous Weapons and the Future of War, 2018)
Ветеран и военный эксперт, Пол Шарр написал одну из главных, по мнению Билла Гейтса, книг года. В «Ничьей армии» он размышляет о боевых действиях будущего и подробно излагает результаты своих наблюдений за современными боевыми инструментами: дронами, системами ведения огня и искусственным интеллектом, который используют при оценке военных конфликтов.
Войну сложно изучать и описывать. Тяжелее всего — сделать шаг назад и оценить масштабы конфликта, его размах, интенсивность и продолжительность. Давать трезвую оценку насилию — для человека неестественно. Шарр начинает с того, что описывает историю насилия. Он останавливается на том, как изобретали новые способы убивать. И переходит от технических аспектов к вопросам морали. Он вспоминает изобретателя пулемета Ричарда Гэтлинга, который оправдывал свое детище гуманной целью — сократить количество комбатантов на поле. Новая военная технология способна снизить количество смертей, если она сдерживает противника. Но перейти от сдерживания к кровопролитию — слишком легко, поэтому будущие войны потребуют по-новому использовать вооружение. Шарр описывает, как это может происходить: изменится архитектура систем обороны, реформируется разведка, будет развиваться кибербезопасность.
Брайан Кристиан и Том Гриффитс
«Алгоритмы для жизни. Простые способы принимать верные решения» (Algorithms to Live By: The Computer Science of Human Decisions, 2017)
Брайан Кристиан — популяризатор науки, он публикуется в The New Yorker, The Guardian и The Wall Street Journal. Том Гриффитс — профессор психологии из университета Беркли. Вместе они написали книгу о том, как принципы компьютерных алгоритмов можно применять для решения повседневных проблем.
Каждый день люди вынуждены принимать тысячи решений. Часть сложных задач мозг откладывает «на потом» — они никогда не будут решены. Авторы предлагают использовать достижения теории вероятности, статистики и компьютерной науки, чтобы рассортировать, проанализировать и решить бытовые проблемы математическим путем.
Статистика гарантированно испортит читателю настроение: вероятность встретить идеального спутника жизни у нас ниже 40 процентов, а большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, не имеют решения в принципе, и мы с ними справляемся исключительно случайно.
Тим Харфорд
«50 вещей, которые создали современную экономику» (Fifty Things that Made the Modern Economy, 2017)
Тим Харфорд — обозреватель Financial Times, популяризатор экономической науки, британский ответ Малкольму Гладуэллу. Он описывает экономическую историю через важнейшие изобретения.
Книга родилась из популярного радиошоу, которое Тим ведет на BBC с 2016 года: первый эпизод был посвящен изобретению дизельного двигателя, пятый — iPhone, тридцать четвертый — колючей проволоке. Книгу он издал в прошлом году, ее тут же включили в списки лучших Bloomberg, The Financial Times и Amazon, а в этом году она добралась и до украинского читателя.
Автор рассказывает об изобретениях, чьи создатели даже не задумывались о том, какой отпечаток они оставят на человеческой цивилизации. Он рассказывает, как электрическая лампочка должна была стать изысканным аксессуаром для домов богатых людей, а превратилась в ширпотреб, который мы даже не замечаем. Как крестоносцы создали банковскую систему. И как граммофон уничтожил музыкантов-середняков, но подарил нам первых суперзвезд.
Саймон Шама
«Граждане: хроника Великой французской революции» (Citizens: A Chronicle of the French Revolution, 1989)
Самую полную хронику французской революции Саймон Шама, один из ведущих академических британских историков, написал почти тридцать лет назад. Ее обласкали критики, а рецензенты назвали лучшим историческим романом всех времен. В научных кругах книгу открыто критиковали. Звучали обвинения в дилетантстве. Главные претензии предъявляли даже не к смыслу, а к форме — вместо того, чтобы излагать сухие факты, Шама поэтизировал историю.
Главным персонажем книги стали граждане — новый общественный класс, который Шама изучил досконально. История революции передана в биографиях более сотни персонажей. Начинается она с предчувствия катастрофы. Экономика катится в пропасть, двор раздирают козни аристократов и духовенства — двух эгоистичных, близоруких сословий, которые не замечают голодающих крестьян. Отдельные умы, вроде министра финансов Жака Неккера, выступают за реформы и отмену привилегий для духовенства, но королевская семья смотрит на «швейцарского выскочку» с презрением.
Шама основательно показывает нерешительность Людовика XVI. Где нужно проявить здравый смысл — он медлит; где нужно показать силу — он издает диктаторские указы, а затем идет на попятную. Слабый монарх, вставший во главе Франции по праву рождения, Людовик XVI не любит политику и надеется спрятаться от мира в охотничьих угодьях, ожидая, что проблемы исчезнут сами собой. Это первая и далеко не последняя параллель между французской историей конца 18 века и нынешней украинской историей.
Французская революция смела аристократическую власть, принесла новые лозунги. Но пять лет правления Первой республики не дали стране мир и богатство. Пока лидеры революции враждовали, старые чиновники сохранили власть и продолжили ту же стяжательскую политику. Народный бунт искал виновных, на гильотину пошли вчерашние герои, страна погрузилась в террор и упадок, из которого вышла лишь спустя десятилетие.
И все же участники событий впервые осознают себя — не безвольными батраками, но гражданами Республики. Сила гражданина, его достоинство — вот что изменило Францию, а затем и Европу. Через смерть, разруху и голодные бунты они поднимаются на новую ступень, пускай никто из них не может осознать масштаба перемен.