Раненых украинских моряков защищают адвокаты, которые вели дела пострадавших в теракте «Норд-Ост», редактора «Эха Москвы» и «узника Болотной». Кто они, и что известно про состояние их подзащитных
- Автор:
- Татьяна Безрук
- Дата:
Sergei Malgavko \ Getty Images
Российские военные обстреляли и захватили украинские суда «Яны Капу», «Бердянск» и «Никополь» в акватории Азовского моря. Украинских моряков взяли в плен, а трое из них — Андрей Артеменко, Андрей Эйдер и Василий Сорока были ранены. Из Керченской больницы №1 имени Пирогова, сразу после ареста, их этапировали в больницу следственного изолятора №1 в Москве — «Матросскую тишину».
Первого декабря член московской общественно-наблюдательной комиссии — ОНК (структура, которая осматривает тюрьмы и следственные изоляторы в России) Павел Пятницкий сообщил о том, что Артеменко, Эйдера и Сороку осмотрели терапевт, хирург, невропатолог и инфекционист. Пленным сделали УЗИ, ЭКГ и взяли анализы. Спустя две недели, командование Военно-морских сил Украины сообщило, что в медицинских справках, которые приходят в органы военного управления, нет даты и регистрационных номеров, что дает основания считать их недействительными.
В ВМС Украины также не знают точных диагнозов раненых. Командование считает, что это попытка затянуть время, чтобы скрыть улики. О состоянии раненых моряков сообщала и украинский омбудсмен Людмила Денисова. Информация, которую получила Денисова от Уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой и украинских консулов, была общей, без конкретных уточнений.
Президент Петр Порошенко поручил адвокату Николаю Полозову координировать защиту военнопленных моряков. Адвокат поручил собрать анкеты 82 адвокатов, вызвавшихся защищать украинских пленных. По словам Полозова, все анкеты передали в Офис украинского омбудсмена, а также в Службу безопасности Украины, чтобы отобрать кандидатов. Всего в деле украинских моряков 34 адвоката из Крыма и Москвы. Именно они знают, в каком состоянии военнопленные моряки.
Артеменко, Эйдера и Сороку защищает Московская городская коллегия адвокатов «Форт»: Мария Куракина, Александра Маркова и Сергей Бадамшин. Александра Маркова — адвокат с небольшим стажем, но хорошим опытом в политических процессах в Москве. Она представляет интересы самого молодого моряка Андрея Эйдера и уже смогла несколько раз посетить его в СИЗО. По словам Марковой, у Эйдера все еще остается осколок на внутренней поверхности правого бедра, но он отказывается его вынимать в больнице при «Матросской тишине». А пока место, где находится осколок, продолжают дезинфицировать. Адвокат отметила, что во время ее первого визита в СИЗО, ее подзащитный хромал, но передвигался без костылей. Костыли Андрею Эйдеру выдали после отчета ОНК о визите в СИЗО, но в них не было необходимости. Маркова также рассказывает, что Эйдер переживает, что его переведут из СИЗО «Матросская тишина» в «Лефортово» до того, как он поправится.
Старшие коллеги Александры Марковой известны по ряду громких политических дел. Мария Куракина, представляющая интересы Андрея Артеменко, и Сергей Бадамшин, адвокат Василия Сороки, защищали Максима Панфилова и Марию Баронову, участников так называемого «Болотного дела». Шестого мая 2012 года, в день инаугурации Владимира Путина на пост президента России, в Москве прошел «Марш миллионов», который закончился столкновениями между митингующими и полицией. «Болотное дело» стало одним из самых громких и массовых политических дел в России последних лет. Кроме того, Сергей Бадамшин — адвокат в деле нападения на заместителя главного редактора радио «Эхо Москвы» Татьяну Фельгенгауэр, а Мария Куракина защищала потерпевших от теракта во время мюзикла «Норд-Ост» в Театре на Дубровке в 2002 году.
По словам Сергея Бадамшина, у Василия Сороки осколком перебит нерв, мышца и артерия. По состоянию на 19 декабря Сорока все еще не мог сгибать пальцы и чувствовал боли в руке. Третьего военнопленного моряка, Андрея Артеменко, у которого при обстреле был поврежден глаз, осмотрел офтальмолог. Андрею Артеменко осколок попал в запястье, поэтому он восстанавливается постепенно.
Людмила Денисова обратилась к главе миссии Международного комитета Красного Креста в Украине Алану Эшлиманну с просьбой принять участие в процессе и помочь освободить военнопленных. Представители Красного Креста смогут попасть к морякам только после того, как получат разрешение от Российской Федерации.
Пока российские власти такого разрешения Красному Кресту не предоставили. На прошлой неделе в подконтрольном российским властям Верховном суде Крыма начались судебные заседания по апелляционным жалобам в делах украинских моряков. Суд отклонил девять из 24 апелляций, оставив моряков в СИЗО до 25 января 2019 года.