Тексты

Какими вырастут миллионы детей, которые воспитываются на YouTube с раннего детства? Коротко пересказываем большой репортаж журнала The Atlantic

Автор:
Gleb Gusev
Дата:

ChuChu TV Studio

В ноябрьском номере журнала The Atlantic журналист Алексис Мадригал пишет о ChuChu TV — индийской студии, которая производит видео для детей дошкольного возраста. Канал студии на YouTube входит в сотню самых популярных в мире, а ее ролики набирают миллиарды просмотров — больше, чем продукция крупных американских студий-конкурентов. Развлекательного видео для школьников с каждым годом делают все больше, обучающее же отходит на второй план. Никто не может предсказать, как это повлияет на детей, которые его смотрят. Но после того, как Facebook «сломал» традиционные медиа, специалисты не ждут от YouTube ничего хорошего.

Основатель студии ChuChu TV и ее директор, Винот Чандар вырос в семье тамильского музыкального продюсера. Он женат, у него есть дочь школьного возраста. Когда дочери еще не исполнилось трех лет, Чандар нарисовал похожего на нее персонажа и сделал простейший анимационный ролик — малышка по прозвищу Чу-чу танцевала под популярную в Индии колыбельную — и выложил его на YouTube. Ролик набрал 300 тысяч просмотров. Чандар сделал еще одно видео, на этот раз на мотив английской колыбельной. После этого на его канал подписались пять тысяч человек. Чандар и несколько его друзей зарегистрировали компанию, наняли аниматоров и начали выпускать по ролику в месяц.

Сейчас ролики ChuChu TV по популярности опережают продукцию студии «Дисней» и канала «Никелодеон». Достижения Чандара выглядят особенно впечатляюще на фоне результатов студии Sesame Workshop, снимающей с 1969 года «Улицу Сезам» — обучающее шоу для детей, которое десятилетиями смотрит весь англоязычный мир. В YouTube у нее 4 миллиона подписчиков, у канала Чандара — 20 миллионов.

Ролики ChuChu TV в совокупности набрали 15,7 миллиарда просмотров — примерно столько же у музыкальных видео Кэти Перри и Тейлор Свифт. Два самых крупных рынка для Чандара — это США и Индия, они дают около трети всех просмотров. Каждый день где-то на планете няня открывает YouTube и запускает видео студии Чандара — и так двадцать миллионов раз в день. Чандар говорит, что он хочет создать «следующую студию «Дисней».

Винот Чандар такой не один. В индустрии анимации для детей младшего возраста происходит слом. С 2010 года традиционное детское телевидение переживает упадок. Дети больше не смотрят эфирные и кабельные телеканалы, они проводят время со смартфонами и планшетами, на которых родители включают им YouTube. На этой платформе крупные американские студии уступают сравнительно небольшим компаниям из Москвы, Лондона, Дубая, Бангалора и Тель-Авива — в YouTube у них миллионы подписчиков и миллиарды совокупных просмотров.

Виноту Чандару тридцать девять лет. Его компания занимает этаж в офисном здании в припортовом квартале города Ченнаи, расположенном на восточном побережье Индии. У компании около 200 сотрудников. Всемирный успех пришел к ней после того, как арт-директором стал друг директора — Б. М. Кришнан, в прошлом бухгалтер. По меркам американских студий анимация ChuChu TV выглядит дешево и грубо. Но благодаря аналитике платформы аниматоры могут точно узнать, что удерживает внимание ребенка и когда ему становится скучно.

Самое известное видео канала ChuChu TV — это часовой ролик-компиляция, который начинается с песни «Джонни, Джонни! Да, папа?». На YouTube его посмотрели полтора миллиарда раз, что делает его одним из самых знаменитых видео на этой платформе. Оно на порядок популярней любого ролика «Улицы Сезам» — главной телевизионной образовательной программы для детей в двадцатом веке.

«Улица Сезам» — сериал скорее обучающий, чем развлекательный. Он появился на общественном канале PBS в 1969 году. Работали над ним не только сценаристы и аниматоры, но и специалисты по детскому развитию. Считается, что смотревшие его дошкольники быстрее набирали словарный запас, больше читали и лучше учились в начальных классах.

Что с детьми двадцать первого века сделает YouTube — никто не может предвидеть. Но ни один из специалистов не рад тому, что «Улица Сезам» проигрывает в конкурентной борьбе.