«Мотаешь фотографии покупателей — а там сплошные рожи в шлемах». Как искусствовед и иллюстратор собрали на Kickstarter $70 000 и создали настольную игру
- Автор:
- Тома Балаева
- Дата:
Tumblr / Hiatusgames
Искусствовед Михаил Баделин и иллюстратор Александр Комяхов собрали почти 71 тысячу долларов на краудфандинговой платформе Kickstarter. Они создали Deus lo Vult («Так хочет Бог») — настольную игру о крестовых походах, «о ярости, измене и агонии». На Kickstarter разработчиков поддержали 1200 человек со всего мира. В январе Баделин и Комяхов планируют напечатать коробки с игрой, а в марте их получат покупатели, сделавшие предзаказы. Корреспондент «Бабеля» Тома Балаева записала рассказ Михаила Баделина о том, почему реконструкторы — самая благодарная аудитория, и как во время часового стрима из подвала можно собрать три тысячи долларов.
Игру мы начали придумывать в декабре 2017 года. Мы — это я и иллюстратор Саша Комяхов. До этого я 15 лет разрабатывал компьютерные игры. Последние годы карьеры был генеральным продюсером мобильных игр Mail.ru. Занимался их проектами: фермами, ситибилдерами — всей этой дрянью. В итоге разочаровался в игровой индустрии и уехал сначала в США, а потом в Киев.
Иллюминированные рукописи [рукописные средневековые книги с миниатюрами и орнаментами] — моя любовь с детства. Я давно хотел сделать по ним игру. Для компьютерной игры нужны деньги, платформа, ресурсы. Для настолки — нет. Обсудили это с друзьями: можно не жить в проклятии форматов, напрямую общаться с целевой аудиторией, самим ее выбирать; вспомнили про Kickstarter. Я подумал: почему бы не попробовать?
В качестве темы выбрал крестовые походы, потому что они шли долго — 200 лет, в них участвовали все мировые державы. А еще потому что все, что было до крестовых походов, неинтересно с точки зрения материальной культуры. Все бегали в одинаковых кольчугах, да и все.
Я придумал сюжет игры, а Саша Комяхов занялся дизайном. Еще у нас есть ассистент из Днепра — Тарас, он занимается коммуникацией с внешним миром. И Сашина жена Наташа — она каллиграф и делает для нас графику. Тексты для игры мы писали на английском, их правили наши друзья. Все это делалось на волонтерских началах.
Как играть
В четырех углах доски есть четыре лагеря. Вокруг каждого лагеря стоят палатки, а в них — разные юниты (воины). Кто-то из них может только нападать, кто-то — только защищаться. Есть три вида юнитов: рыцари, оруженосцы и пилигримы. Можно играть за войска Плантагенетов, Священной Римской империи, Франкского королевства или королевства Кастилия.
Посередине доски — город, состоящий из четырех кварталов. Двигаете юниты, проходите к городу. Его нужно ограбить, дотащить золото к своим палаткам и сложить туда. В игре есть карточки «божьей воли». В основном это что-то негативное — холера, жара, чума.
На обратной стороне доски у нас будет средневековое панно, которое изображает крестовый поход. Там же список из 1200 человек, которые поддержали нас на Kickstarter. Это, кстати, тоже средневековая мулька — портрет с донаторами. Видели изображения святых, рядом с которыми на коленях стоят люди? Это и есть жертвователи, их так увековечили.
Сборы на Kickstarter
Чтобы создать игру, денег много не нужно. А вот чтобы ее напечатать, их у нас не было. Поэтому мы и пришли на Kickstarter. Посчитали, что за 30 дней, которые дает Kickstarter, нужно собрать 25—30 тысяч долларов. За первую неделю собрали где-то 8 тысяч, в том числе от друзей и семьи. Поняли, что так дело не пойдет, и решили показать людям серьезность своих намерений — запустили стрим.
Взяли напрокат средневековые шмотки и пошли играть в нашу игру живьем, в подвал на Золотых воротах. Вдруг начался ливень, погас свет, подвал залило. Было очень душно, мы все в бархате и перьях. Когда стрим закончился, я получил письмо от Kickstarter. Оказалось, что нам дали статус, который вывел нас на главную страницу. И тут понеслось! Через неделю за час второго такого же стрима мы собрали три тысячи долларов.
Поначалу мы собирались рисовать игру в четырех цветах. Потом подумали, что круто было бы сделать ее с позолотой: на коробке сусальное золото, на карточках — золотые срезы. На это нужны были еще 10—15 тысяч долларов, которые мы не закладывали в бюджет. Поэтому мы сделали ограниченный тираж в 40 коробок, которые продаются за 200, 250 и 300 долларов. За 200 долларов мы рисуем лицо покупателя и его инициалы пилигриму, за 250 — оруженосцу, и за 300 — рыцарю.
Мы начали продавать лимитированную версию игры и поняли, что становимся частью чьих-то семейных историй. Например, парень из Испании купил три таких коробки. Себе и маме — рыцарские, младшему брату — оруженосца. Они с мамой будут ехать на лошадях, а брат — бежать рядом у седла.
Аудитория
Половина нашей аудитории – США, еще половина — Европа. В основном Франция, Италия, Германия, Польша. Украина и Россия тоже есть, примерно в одинаковых небольших пропорциях.
Основная аудитория — исторические реконструкторы. Мотаешь фотографии тех, кто нас поддержал, — а там одни сплошные рожи в шлемах. Они узнали о нас, рассказали своим друзьям. Так мы и собрали 70 тысяч долларов.
Для реконструкторов 45 долларов, которые стоит игра, — не деньги. За них даже рукавицу не купишь. Когда я ездил на реконструкцию, одеться на один сезон мне стоило полторы тысячи долларов. Хотя я был не рыцарем, а галимым татарином! У рыцарей только один шлем без украшений стоит 800 баксов. Реконструкторы — хорошая аудитория, будем для них еще что-то делать.