Россия блокирует украинские суда в Азовском море. Это серьезно? Да!
- Автор:
- Евгений Спирин
- Дата:
Sergei Malgavko\TASS via Getty Images
Украина и Россия пользуются водами Азовского моря по договору от 2003 года. С апреля Россия блокирует допуск судов, идущих через Керченский пролив в украинские порты Мариуполя и Бердянска. Экипажи проверяют, а корабли стоят на якоре более 3 суток. Это приносит убытки и нарушает работу портов. С каждым месяцем кризис только углубляется, а количество задержанных судов увеличивается. Рассказываем, что известно на данный момент.
С чего началось
По договору 2003 года, Украина и Россия совместно пользуются Азовским морем. Этот договор стал компромиссом после кризиса на острове Тузла. Иногда украинские пограничники досматривали суда, которые идут в Россию, а российские — те, что направлялись через Керченский пролив в Мариуполь и Бердянск. В таких действиях нет законодательных нарушений.
«Важно понимать, что Россия не задерживает суда, а досматривает их. Досмотр судов в Азовском море не нарушает международное законодательство. С конца 2003 года, по соглашению о сотрудничестве Украины и России, Азовское море является морем внутреннего пользования. И украинская, и российская стороны во всем бассейне могут делать все, что считают нужным, чтобы это не наносило ущерба другой стороне. Мы тоже иногда досматриваем суда, которые идут в российские порты», — комментирует помощник командующего пограничными войсками Украины Олег Слободян.
Раньше время досмотра составляло 2—3 часа. Уже в конце апреля 2018 года время задержки украинских судов равнялось 25—30 часам, а в августе — вообще 150. Это ломает график загрузки и разгрузки судов, приносит убытки (сутки фрахта стоят около 20 тысяч долларов) и усложняет работу портов в Бердянске и Мариуполе.
Как кризис углублялся
В июне российские пограничники и ФСБ начали досматривать все корабли, которые направлялись через пролив, — всего 62 за месяц. Большинство этих судов без груза идут за украинской экспортной продукцией, металлом, углем и зерном, стройматериалами, рудой. За первые две недели августа задержали 32 корабля. Они ждали разрешение пройти более 65 часов. То есть время ожидания составило трое суток.
Случается, что на входе в Азовское море в Керченском проливе накапливается 10 судов, которых ждут в портах по 4—5 дней. За неделю с 14 до 21 августа 2018 года Россия не пропустила из Черного моря в украинские порты Азовского моря ни одного корабля.
Искусственная задержка судов на входе в Азовское море нарушает работу Мариупольского и Бердянского портов. «Что при этом происходит? [Украинский] порт загрузил суда, прибывшие ранее, они вышли в море, причалы пустуют, а на складах и погрузочных площадках накапливаются грузы, срок поставки которых не учитывал длительной задержки судов», — пишет аналитический сайт Blackseanews.
Кто проверяет суда
По информации Blackseanews и Института черноморских стратегических исследований, для массовой проверки кораблей Россия перебросила в Азовское море 6 артиллерийских катеров, два ракетных корвета и шесть или семь десантных судов. Проверяет корабли Федеральная служба безопасности России. Украинская сторона эту информацию комментирует мало. Представитель главного управления разведки министерства обороны Украины Вадим Скибицкий подтвердил факт «переброса 40 кораблей РФ».
С чем связан кризис
Существует несколько версий, почему российская сторона начала проверять все суда без исключения. Сначала это связывали с задержанием судна «Норд». Рыболовецкий корабль из Керчи задержали еще 25 марта у берегов косы в Азовском море. Капитана арестовали и обвинили в незаконном пересечении административной границы с аннексированным Крымом. Дело длилось до 30 августа, пока суд не закрыл ее. При этом в мае—июне бойцы территориальной обороны Мариуполя получали смс с таким текстом: «Рыбаки города! Идем 25.05 в 12:00 к зданию администрации! Пусть отдадут это корыто российским, и мы снова сможем рыбачить в море». Само арестованное судно при этом стояло в Бердянске.
Другая версия — попытка России усилить экономическое влияние на Украину и подготовиться к операции на берегу Азовского моря.
«Нечто подобное может произойти и в Черном море — между западным побережьем Крыма и материковой частью Украины, где русские под прикрытием военных учений начинают ограничивать судоходство», — говорит эксперт Богдан Ярменко.
Юридический казус заключается в том, что Украина может расторгнуть договор от 2003 года и признать Азовское море своим. Москва будет исходить из того, что новый государственный рубеж должен охватывать аннексированный Крым. Украина никогда на это не согласится, Россия будет и дальше считать Азовское море внутренними водами. Это позволит ей оправдывать бесконтрольное наращивание сил на Азове.
Третья версия — экономическая. Задержание кораблей, сбой графика в работе портов, малая загруженность — все это приносит большие убытки. Как сообщил «Бабелю» министр инфраструктуры Владимир Омелян, только в его области убытки достигли более полумиллиарда гривен.
Как комментируют ситуацию
Президент Украины Петр Порошенко поручил собрать заседание Совета национальной безопасности и обороны. «Прошу МИД внести как можно быстрее свои предложения».
Министр инфраструктуры выступает за денонсирование договора от 2003 года. «Мы — за расширение санкций. По инициативе Мининфраструктуры было закрыто авиационное сообщение и транзит российских самолетов. Министерство подает новые предложения по расширению санкционного списка и усилению экономического и правового давления на Кремль».
Вопрос санкций обсуждался в Страсбурге с американскими дипломатами. США призывают Россию прекратить препятствовать перевозкам в Керченском проливе и Азовском море.
«США расценивает действия России по препятствованию морского транзита как еще один пример ее кампании с целью подрыва и дестабилизации ситуации в Украине, а также как пренебрежение международными нормами», — заявили в Государственном департаменте.
В российском посольстве в США задержание «Норда» в Украине вообще назвали «пиратством». «Замалчиваются факты украинского пиратства. Например, захват траулера «Норд» украинскими пограничниками 25 марта в Азовском море вместе с командой, состоящей из крымских рыбаков, которые не признают себя украинскими гражданами».