Госбюро расследований, которое будет следить за высшими чиновниками, парализовал скандал. Там все сложнее, чем кажется
- Автор:
- Oksana Kovalenko
- Дата:
facebook.com/dbr.gov.ua/
Во вторник, 28 августа, председатель Государственного бюро расследований Роман Труба отказался назначать 27 кандидатов на руководящие должности в бюро. Свое решение он аргументировал просто: некоторые кандидаты не могут работать в структуре такого уровня, поскольку фигурируют в журналистских расследованиях и уголовных процессах. Кроме того, Труба обвинил внешнюю комиссию, которая отобрала претендентов, в уничтожении результатов полиграфа. Пройти его должен каждый кандидат.
Такая позиция Трубы вызвала конфликт внутри бюро: аргументы председателя ГБР раскритиковала его первый заместитель Ольга Варченко. Скандал разгорелся за несколько дней до обещанного начала работы бюро. Корреспонденты «Бабеля» Оксана Коваленко и Мария Жартовская разбирались, что происходит в ГБР.
Что случилось?
Государственное бюро расследований — новая структура. Она должна забрать на себя часть полномочий генпрокуратуры, а именно —расследование преступлений, которые совершили топ-чиновники: министры, депутаты, генеральный прокурор. Кроме коррупционных. Те останутся в компетенции САП и НАБУ.
Романа Трубу и его заместителей в ноябре 2017 года отобрала внешняя комиссия. В ее составе — депутаты, заместители министров внутренних дел и юстиции и предложенные президентом ученые. Последний год комиссия выбирала руководителей территориальных управлений и центрального аппарата.
Других сотрудников ГБР отбирали две внутренние комиссии. Их через конкурс сформировали трое людей, которых назначил сам Труба. Заняв кресло, Труба настаивал, чтобы всех его подчиненных выбирали только внутренние комиссии, а не внешняя, как это предусматривает закон о ГБР. С просьбой изменить законодательство Труба даже обращался к народным депутатам, однако желаемое решение пока не получил.
27 кандидатов, которых отказался назначать Труба, также отобрала внешняя комиссия. И, как утверждает председатель ГБР, сделала это с нарушениями — уничтожила результаты полиграфа всех кандидатов.
«Я не могу оценить личные, деловые и моральные качества претендентов без результатов полиграфа», — возмущался Труба на брифинге 28 августа. Он утверждал, что результаты комиссия должна была хранить 5 лет. В то же время, по информации «Бабеля», результаты полиграфа самого Трубы и его заместителей также были уничтожены.
Что говорят во внешней комиссии
Внешняя комиссия второй день подряд молчит. Дать оценку заявлениям Трубы ее члены могут на следующем заседании, дата которого пока неизвестна.
Один из членов комиссии, депутат от Блока Петра Порошенко Николай Паламарчук уверен, что отбор и представление кандидатов прошли по закону: «Закон не предусматривает передачу каких-либо других материалов, в том числе и результатов полиграфа». Сам Труба, по мнению депутата, не имеет права оценивать деятельность комиссии, а может только назначить или не назначить предложенных ему претендентов.
«Глава ГБР по закону имеет право и обязан организовать проверку кандидата. Мы проверяем его опыт, компетенции и тому подобное. А другие органы должны проверить, есть ли уголовные дела или иное гражданство», — рассказывает Паламарчук. Что до якобы потерянных данных полиграфа, депутат говорит, что это конфиденциальная информация и обнародовать ее комиссия не может. Были ли они уничтожены — точно он не знает, однако убежден, что, если бы этот вопрос был для Трубы принципиальным, он мог без проблем провести проверку всех 27 членов самостоятельно.
Что говорит заместитель Трубы?
Заместитель Трубы Ольга Варченко считает, что «забраковать» 27 кандидатов без консультаций с ней и еще одним заместителем Александром Буряком председатель ГБР не имел права. Она убеждена, что за этим решением Трубы стоят люди, которые проиграли конкурс.
«Единственное основание не назначить предложенных внешней комиссией кандидатов — это негативные выводы спецпроверки, но результатов нет», — говорит она и отмечает, что НАБУ не имеет права проводить такие проверки.
«Если в ГБР сформировано управление внутреннего контроля, то материалы должны храниться в соответствии с Порядком исключительно именно там. Но Управление внутреннего контроля в ГБР не существует. Комиссия эти материалы хранить не имеет права», — говорит Варченко.
Кроме того, она напомнила, что когда внутренняя комиссия выбрала 14 членов, у которых также были вопросы с добропорядочностью, Труба никаких спецпроверок не назначил.
По информации «Бабеля», НАБУ предоставила результаты своей проверки Трубе более недели назад. В ГПУ «Бабелю» рассказали, что Труба не обращался к ним с просьбой о такой спецпроверке. В СБУ на вопрос «Бабеля» на момент выхода публикации не ответили.
Кто еще стоит за конфликтом?
Борьба за влияние на ГБР началась с момента назначения его руководства. Труба возглавил бюро благодаря тому, что перед последним этапом конкурса с дистанции сошел ставленник Петра Порошенко Алексей Горащенков. Перед этим он стал фигурантом ряда громких скандалов.
Трубу в СМИ называли человеком нардепа от «Народного фронта» Сергея Пашинского и секретаря СНБО Александра Турчинова. Оба политика эту версию опровергали.
Обоих заместителей Трубы — Варченко и Буряка — связывают с Порошенко.
«Сначала Пашинский и Турчинов при назначении переиграли [министра МВД Арсена] Авакова, а потом Аваков взял реванш при назначении руководителей подразделений. Труба ничего не получил, а потому кинул их обоих и ушел в политическую игру», — рассказывает высокопоставленный чиновник из правоохранительных органов.
По информации независимых друг от друга источников в правоохранительных органах, в число 27 кандидатов, отобранных внешней комиссией, не попал ни один из приближенных к Трубе.
«За каждую должность боролись не на жизнь, а на смерть группы Авакова — Купранца [Игорь, начальник департамента защиты экономики Нацполиции], Демчины [Павел, заместитель председателя СБУ] — Грановского [Александр, народный депутат от БПП] и Пашинского. Именно упомянутые политико-правоохранительные «игроки» распределили между собой должности», — объяснял член внутренней комиссии по отбору кандидатов в ГБР Александр Леменов 21 июля, после проведения конкурса внешней комиссией.
«Кроме Авакова и его «кошелька»Игоря Купранца, зонами влияния на ГБР поделились с одним из серых кардиналов партии «Свобода» Игорем Кривецким по прозвищу «Пупс», а также «смотрящим» Порошенко Александром Грановским и его креатурой, первым заместителем главы СБУ Павлом Демчиной», — чуть позже, в конце июля, говорил депутат Сергей Лещенко.
Теперь Труба, как говорят несколько собеседников «Бабеля» в правоохранительных органах, прекратил общение с Пашинским и Турчиновым.
Кто эти люди, которых «сбил» Труба?
Нежелание назначать новых кандидатов в ГБР Труба объясняет их сомнительной репутацией.
«Один из кандидатов проходит по уголовному делу о государственной измене. Да, я не ошибся», — заявил Труба на брифинге.
Речь может идти об Александре Туру, который претендует на должность руководителя Второго управления организации досудебных расследований (Управление по расследованию преступлений, совершенных работниками правоохранительных органов и в сфере правосудия) ГБР.
В официальном письме от прокуратуры Крыма идет речь о том, что Туру подозревают в госизмене и причастности к организации референдума в Крыму.
«Другой кандидат, а также члены его семьи, фигурируют в нескольких уголовных процессах по легализации средств, добытых преступным путем. И это не одно уголовное производство», — рассказал глава ГБР.
Вероятно, речь идет о Евгении Шевцове, начальнике отдела Национальной полиции. На него и семью задекларировано много движимого и недвижимого имущества и несколько компаний. Последние фигурируют в уголовных процессах и находятся под арестом. Шевцова подозревают в «легализации доходов, полученных преступным путем, во время импорта электронных товаров и услуг».
Что дальше
Труба заявляет, что несмотря ни на что ГБР начнет работу, а временно руководить подразделениями будут заместители руководителей. Таким образом он оставит бюро под своим контролем, поскольку заместителей выбирали внутренние комиссии, на которые Труба имеет влияние. Правда, он полагает, что первые дела в ГБР заведут не с 1 сентября, а на месяц позже, потому что нужно провести конкурсы на должности следователей.
Тем временем собеседники «Бабеля» считают, что политическая борьба с Трубой может обостриться. Не исключено, что председатель бюро не пройдет люстрационную проверку, которую проводит Администрация президента. Документы туда Труба передал еще в ноябре 2017 года, но результатов до сих пор нет.
Кроме того, депутат от БПП Юрий Македон через суд пытается отменить назначение Трубы на главу ГБР. Македон тоже боролся за пост главы Госбюро расследований, но проиграл. Он утверждает, что Трубу назначили с нарушением закона, и доказывает это в судах.
«Всего было выиграно уже два судебных дела. Одно — это признание противоправными действия комиссии относительно непредоставления информации, каким образом Роман Труба стал кандидатом. Второй иск, который я выиграл, — это обязательства ГПУ возбудить уголовное производство в отношении комиссии за то, что она не предоставляет информацию. И уже после этих дел комиссия предоставила информацию, что у них нет никакого решения, на основании которого Труба мог бы стать директором», — рассказывает депутат. Следующее заседание запланировано на шестое сентября.