В Украине ввели штрафы за перевозку детей без автокресел. Кто будет проверять наличие кресла? И как теперь ездить в такси? Отвечаем на все вопросы
- Автор:
- Юлия Рябчун
- Дата:
Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»
Рада ввела для украинцев штрафы за перевозку детей без автомобильных кресел. Законопроект вступит в силу после того, как его подпишет президент и официально опубликуют. В первый раз нарушителей ждет штраф в 510 гривен, а за повторную перевозку ребенка без кресла придется заплатить 850 гривен. theБабель разобрался, что изменится с новыми правилами. Хорошие новости: службы такси обещают обеспечить своих водителей автокреслами. Плохие новости: услуги такси подорожают.
Почему озаботились автокреслами?
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), перевозка детей в автокреслах в среднем на 70 процентов снижает вероятность смерти при ДТП. Но в Украине только 12 процентов автовладельцев используют детские кресла для детей до шести лет и почти никогда для старших. По данным патрульной полиции, с начала года в Украине произошло 114 тысяч ДТП, в которых пострадали 3 228 детей.
И как будет теперь?
Вашу машину может остановить патрульная полиция, которая дежурит на дорогах. Остановив авто, инспектор проверит, соблюдены ли правила перевозки детей. По новому закону, за перевозку детей без автокресла, на коленях или просто на заднем сиденье авто в первый раз нарушителей ждет штраф в 510 гривен, а за следующую перевозку ребенка без кресла придется заплатить 850 гривен.
В других странах тоже есть такие правила?
Да, и штрафы там даже выше. Например, в Беларуси за перевозку детей до 12 лет без автокресел придется заплатить три тысячи белорусских рублей (36,4 тысячи гривен). В Германии штраф за нарушение соответстующего закона составляет €60, в Чехии — €78, в Эстонии — до €400, в Польше — €35. В Грузии неправильная перевозка детей наказывается штрафом в 40 лари (335 гривен), в Болгарии — €25, а в Греции — €350.
Как выбрать кресло?
Производители классифицируют автомобильные кресла для детей по возрасту и весу.
- Группа 0 (до 10 кг)— это автолюлька для новорожденных, используется до года, устанавливается на заднем сиденье боком или против движения автомобиля при помощи системы ISOFIX. Ребенок фиксируется ремнями безопасности.
- Группа 1 (до 18 кг) — для детей от 1 года, устанавливается лицом по ходу движения, имеет пятиточечные ремни.
- Группа 2—3 (до 25—36 кг) — для детей от 3 до 12 лет. Такие кресла могут иметь внутренние ремни, а могут быть и без них — тогда ребенок фиксируется с помощью штатного ремня безопасности, который пропускается через специальные направляющие.
- Бустеры — кресла без задней спинки, фактически это сиденье высотой 10—15 см с подлокотниками. Ребенок в бустере пристегивается ремнями безопасности авто на заднем сиденье. Многие родители любят бустеры, потому в них ребенок сидит выше и может видеть все происходящее за окном. Но бустеры не такие безопасные, потому что у них нет спинки и боковой поддержки. Цена на новое автокресло в Украине стартует от 1400 гривен, на бустер — от 800.
Как долго можно сидеть в автокресле?
Врачи не рекомендуют оставлять детей в автокресле дольше двух часов — периодически нужно останавливаться, чтобы прогуляться или перекусить. Начинать лучше с коротких путешествий по городу и в ближайшие населенные пункты. Если ребенку комфортно, можно отправляться и в более длительную поездку.
Как ездить с ребенком в такси?
В новом законе ничего не сказано о перевозке детей в такси, но автор документа, народный депутат Дмитрий Шпенов заявил, что таксисты тоже обязаны установить в салоне детские кресла или возить их в багажнике на всякий случай. В службах такси, у которых есть свой автопарк, говорят, что будут выполнять закон. «Пока мы думаем, в каком формате это делать — водитель будет возить кресло в багажнике, оно будет установлено в салоне или будет выделено несколько машин, которые будут обслуживать заказы по перевозке детей», — говорит руководитель службы «Элит-такси» Анна Староватова.
В «Украинской автомоторной ассоциации» не согласны и считают, что закон должен распространяться только на частные авто. «Такси — это общественный транспорт, 99 процентов этого рынка в Украине находится в тени, потому маловероятно, что какие-либо законодательные инициативы — об автокреслах или кассовых аппаратах — будут соблюдаться. Компании, которые работают со своим парком авто, могут закупить водителям автокресла, но это увеличит стоимость минимального заказа», — заявил theБабелю глава ассоциации Андрей Антонюк. По его словам, уже сейчас проезд в такси с автокреслом стоит в два раза дороже. Как вариант — родители могут брать собственное автомобильное кресло и просить водителя его установить, хотя такая процедура и займет время.