Польза

Вижу много разных рейтингов кандидатов в президенты. Каким опросам можно доверять и на какие цифры смотреть?

Автор:
Евгений Спирин
Дата:

Артем Марков / «Бабель»

Чем ближе президентские выборы, тем больше в СМИ появляется социологических исследований разных компаний. Чаще всего лидеры совпадают, но в абсолютных цифрах рейтинги у них разные. Как понять, каким конторам и данным можно доверять — рассказываем коротко и на примерах. Если вы знаете, кто возглавляет КМИС и с какой политсилой часто сотрудничает SOCIS, этот текст можете смело пропустить.

Все социологи куплены, а рейтинги — предвыборная технология кандидатов: кто заплатил, тому и нарисовали первое место.

Это не так. Задача настоящих социологических центров — дать обществу представление о нем самом и состоянии страны. В Украине есть несколько крупных и авторитетных социологических компаний — Киевский международный институт социологии (КМИС), «Рейтинг», Центр имени Разумкова, фонд «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива, центр социальных и маркетинговых исследований SOCIS. Возглавляют такие центры именитые социологи. Для них репутация важнее быстрого заработка.

Авторитетные институты

  1. Киевский международный институт социологии. КМИС — частная компания, работает с 1990 года, сотрудничает с Киево-Могилянской академией. КМИС входит в Социологическую ассоциацию Украины и  Европейское общество исследования общественного мнения и маркетинга ESOMAR, AAPOR и WAPOR. Генеральный директор института — профессор Владимир Паниотто.

  2. Социологическая группа «Рейтинг». Негосударственная организация, созданная в 2008 году. Проводит все виды социсследований, качество которых контролируется кодексом ESOMAR. «Рейтинг» — член Социологической Ассоциации Украины. Директор Алексей Антипович.

  3. Украинский центр экономических и политических исследований имени Разумкова — негосударственная организация, которая занимается социсследованиями. Основана в 1994 году. В Рейтинге аналитических центров мира за 2017 Global Go to Think Tank Index Report, Центр Разумкова вошел в сотню лучших мировых исследовательских центров. Работает с USAID, Международным фондом «Возрождение», офисом связи НАТО в Украине и другими.

  4. Фонд «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива — неправительственная организация. Фонд был основан в 1992 году, а уже в 1998 провел первый экзит-пол во время парламентских выборов. Во время выборов 2004 года исследования фонда помогли обнаружить фальсификацию при подсчете голосов. Сейчас фондом руководит ученая-социолог, кандидат наук Ирина Бекешкина.

  5. SOCIS — первая социологическая компания в Украине, основана в 1988 году. Компания — член Социологической ассоциации Украины. SOCIS критиковали за публикацию данных социологии в пользу действующей власти. Первая компания, которая в 2014 году опубликовала рейтинг, в котором Порошенко занял первое место. После победы Порошенко на выборах он назначил соучредителя компании Игоря Гринева заместителем главы администрации президента.

Я понял, можно (осторожно) доверять опросам КМИС, «Центра Разумкова» … А если опрос провела неизвестная организация — как понять, достоверные у нее результаты или нет?

Поддельные опросы — большая проблема для настоящих социологов, потому что они нивелируют доверие в целом. Есть несколько критериев, по которым можно понять, стоит ли доверять неизвестному институту.

Если хотя бы два критерия нарушены, стоит насторожиться.

Но стремные рейтинги все равно существуют!

Конечно. Некоторые опросы завышают рейтинги кандидатов, которые заплатили за исследование.

Допустим, не все социологи врут. Но любой рейтинг — все равно манипуляция сознанием. Избиратели склонны поддерживать победителей. Поэтому честный рейтинг, где один из кандидатов занял первое место, помогает лидеру его удержать, разве нет?

Не совсем так. Как объясняет директор КМИС Владимир Паниотто, на результаты соцопросов люди реагируют по-разному. Во-первых, они могут намеренно голосовать за заранее непроходного кандидата с рейтингом в 0,1%. В таких случаях логика простая: «я поддержку непроходного, чтобы не голосовать за тех, кто не нравится». Во-вторых, иногда высокий рейтинг демобилизует электорат. Избиратели и так уверены в победе кандидата и не идут на выборы. Соответственно, снижение рейтингов мобилизует. И последнее, если кандидат, согласно рейтингам, находится в самом низу, то избиратель действительно может изменить решение и проголосовать за того, кто претендует на победу.

Хотите сказать, что политики не могут манипулировать результатами опросов? Не верю.

Правильно не верите. Манипулировать опросами не сложно. Один из способов — пользоваться тем, что несколько кандидатов могут иметь примерно одинаковый рейтинг. Разница — в рамках статистической погрешности. В таком случае не корректно говорить, что кто-то из них лидер, но кандидаты так делают постоянно.

Вижу, что в опросе большая погрешность. Это значит, что ему не стоит доверять?

Если погрешность на выше 4%, это нормально. Насторожить, скорее, должна низкая погрешность — к примеру, 1%. Важно понимать, что при выборке 3000 человек социологам нужно максимально точно отразить симпатии всей страны — соблюсти правильные пропорции между регионами, полом, возрастом, социальным статусом. Сделать это без погрешности не могут даже лучшие профессионалы.

Если опрос делают по заказу неизвестного клиента, результатам можно доверять?

Члены ESOMAR работают по уставу, который утвержден торговой палатой ЕС. По этим правилам, если клиент не хочет называть себя, он может оставаться анонимным. Часто имя заказчика знает только ограниченный круг людей внутри соцконторы.

А можно догадаться, кто заказал опрос?

Можно, но далеко не всегда. Иногда в политических опросах, сделанных по заказу, какая-то часть может быть посвящена одному кандидату или области, в которой он баллотируется. Но чаще понять имя реального заказчика невозможно. Предположения о том, что лидеры рейтинга чаще всего и есть его заказчиками — миф.

Паниотто рассказывает и о других рисках. Например, во время противостояния Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко по заказу сделали опрос о том, у кого из них антирейтинг выше. Оказалось, у Ющенко, но заказчик решил опубликовать только данные по Тимошенко. Вывод для избирателей — в опросах на заказ невыгодная клиенту информация может просто не выйти.

В предвыборных опросах часто указывают две цифры — долю от определившихся, и от всех опрошенных. Что ближе к правде?

На самом деле цифры три: все опрошенные, определившиеся с выбором и определившиеся, которые прийдут голосовать. Самая точная цифра — последняя. Те, кто говорят, что не пойдут, или не знают, пойдут ли на избирательный участок, как правило, не идут и не голосуют.