«Слуга народа» Евгений Шевченко ездит к Александру Лукашенко и предлагает выдвинуть Анатолия Шария на Нобелевскую премию. Зачем? Короткий гид по мировоззрению депутата

Автор:
Anton Semyzhenko
Редактор:
Dmytro Rayevskyi
Дата:
«Слуга народа» Евгений Шевченко ездит к Александру Лукашенко и предлагает выдвинуть Анатолия Шария на Нобелевскую премию. Зачем? Короткий гид по мировоззрению депутата

Антон Пчелкин / «Бабель»

Запорожский бизнесмен Евгений Шевченко дважды безуспешно пытался попасть в Верховную Раду. Третья попытка стала удачной: побыв доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Зеленского, летом 2019 года он прошел в парламент как мажоритарщик от «Слуги народа». На фоне большинства фракции Шевченко отличается антизападной риторикой и симпатиями к власти соседней Беларуси. Когда в стране только начинались связанные с очередными президентскими выборами протесты, Шевченко уже поздравил Александра Лукашенко с победой. После он сам ездил в Минск и даже присутствовал на Всебеларусском народном собрании, цитируя отрывки из трехчасовой речи опального президента. Кроме Лукашенко, депутат симпатизирует Анатолию Шарию, Николаю Азарову и телеканалу «НАШ», но негативно относится к Джорджу Соросу, Дмитрию Кулебе и новому украинскому правописанию. Оппонентов Шевченко обзывает «трусливыми п*дарасами». Доходит до того, что в руководстве фракции открещиваются от его действий. Корреспондент «Бабеля» Антон Семиженко посмотрел видеоблоги, интервью, почитал посты политика в соцсетях и объясняет, какая же позиция у Евгения Шевченко.

Евгений Шевченко в столице Казахстана Нур-Султане, 8 января 2021 года.

Украина Евгения Шевченко / Telegram

Шевченко несколько раз пытался стать депутатом

Политику 48 лет, он родился в Мелитополе. Отслужил в армии в Прилуках, после демобилизации в начале 90-х «довелось зарабатывать тем, что ездил на буровые вышки и скупал масло, соляру, менял это в колхозах на сахар, а сахар продавал на рынках», — рассказывал Шевченко. На заработанный капитал он открыл салоны видеопроката, магазины по продаже телевизоров и цех по их сборке. С 1998 года, по его словам, занялся аграрным бизнесом и оставался в этой сфере до прихода в Верховную Раду.

В 2012 и 2014 годах Шевченко был директором компании «Агросталь» и пытался пройти в парламент — сначала как самовыдвиженец, а потом от партии «Воля». Обе попытки были неудачными. В 2019 году он стал доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Зеленского, а после прошел в Раду от президентской партии «Слуга народа» как мажоритарщик.

Шевченко характеризует свою политическую позицию как «самостоятельную» — говорит, что хочет, чтобы Украина развивалась без оглядки на пожелания других стран. Считает, что Украина находится под внешним управлением стран Запада.

Кого Евгений Шевченко поддерживает

  • Анатолия Шария, публикуя в своем Telegram-канале его видео, предлагая «взять власть в аренду» и даже выдвинуть Шария на Нобелевскую премию по экономике за дистанционное управление своей политсилой.
  • Александра Дубинского. Его недопуск к выборам мэра Киева депутат считает стратегической ошибкой. «Саша для Киева — свой! Как ни крути», — написал он. А исключение Дубинского из партии «Слуга народа» назвал событием, которое перевернет сознание украинцев.
  • Михаила Добкина, называя его своим другом. В свою очередь тот назвал Шевченко «лучшим дипломатом 2020 года».
  • Николая Азарова, считая его экономическую политику правильной. «Мы развивались, страна шла в правильном направлении. Но бандит Янукович создал институт смотрящих, кошмарил бизнес, отжимал — и довел страну до Майдана», — заявил Шевченко в интервью.
  • Николая Скорика, которого поддержал на выборах мэра Одессы.
  • Телеканал «НАШ». Шевченко признался, что после закрытия телеканалов Виктора Медведчука, он ходит на эфиры — «не на четыре канала, а на один, что экономит время и бензин».
  • Дмитрия Разумкова, называя его «единственным адекватным и справедливым» в процессе введения санкций против официального собственника «телеканалов Медведчука» Тараса Козака. Разумков тогда воздержался от поддержки решения СНБО.
  • «Сильную руку». Описывая модель оптимального развития Украины, Шевченко упомянул «более сильную вертикаль управления». А когда к автомобилю руководителя парламентской фракции «Слуга народа» Давида Арахамии прикрепили устройство слежения, он прокомментировал это фразой: «Может, все-таки вспомним, что такое власть и для чего она?»

Против кого Евгенией Шевченко выступает

  • Джорджа Сороса и «соросят». Гордится, что сам придумал это слово и подсказал его Дубинскому, который активно его использовал в отношении настроенных на сотрудничество с ЕС, МВФ и США политиков и активистов. Правление предыдущего премьер-министра Алексея Гончарука Шевченко прокомментировал так: «Гончарук сидел под соросятами, чтобы продать страну Соросу. Все продать, все продать — у него другого не было».
  • Однополых браков.
  • Министра иностранных дел Дмитрия Кулебы. «Давайте лучше порохобота Кулебу снимать с должности. Каждое его заявление — минус ярд в бюджете», — заявляет депутат.
  • Главы «Нафтогаза» Андрея Коболева.
  • Евромайдана. Политик призвал участников событий признать их «ошибкой и госпереворотом. Сделать выводы, перевернуть страницу и начать собирать камни».
  • Квот для украиноязычного продукта на телевидении и радио.
  • Нового украинского правописания. «Усі ваші етери, атени, павзи йдіть туди, відкіля прийшли», — отреагировал он на отмену судом языковой реформы.
  • Активиста Сергея Стерненко. «Приговором убийце Стерненко удовлетворен. Хотя при нормальной правовой системе сидел бы он больше. Гораздо больше», — уверен политик.
  • Арсена Авакова. Шевченко считает его «наиболее негативной персоной во власти». «Он же, как Лукашенко, засидится. Арсен Борисович, посмотрите на Александра Григорьевича! Сделайте выводы», — смеется Шевченко.

Шевченко называет себя пробеларусским политиком

«Все, кто на Батьку льют эту ложь, — конченые м*даки и выродки. Лукашенко — от народа и для народа», — так народный депутат от «Слуги народа» Евгений Шевченко отреагировал на фильм «Золотое дно» беларусского оппозиционного ресурса Nexta, посвященный предполагаемым коррупционным деяниям и роскошному образу жизни Александра Лукашенко.

«Мне нравится стиль управления в народном хозяйстве Александра Григорьевича Лукашенко. [...] Потому что если посмотреть, в чем претензии беларусов к нему, так она только одна: он им надоел, слишком долго сидел. А если начинаешь конкретно говорить: “А что у вас с криминалом?” — “Нет криминала”. “А что у вас с дорогами?” — “Как в Германии”. “А что у вас с экономикой?” — “Все работают, на улицах людей не найдешь. Все на работе”».

Депутат говорит, что поддерживает Лукашенко из-за экономической политики в Беларуси. В качестве аргумента он приводит, например, «сплошной социализм» для рабочих и возможность поехать на курорт за 10 процентов от стоимости путевки. Шевченко признает, что с политическими свободами в Беларуси не все в порядке. И формулирует это так: «Есть перегибы определенные в политической жизни. В Беларуси нет партий политических — в принципе беларусская власть занималась только экономикой, только тем, чтоб защитить народ и создать блага для его жизни. А вдруг неожиданно кто-то там извне начал заниматься у них политикой».

Шевченко не дает характеристики оппозиции, но протестующих называет «змагарами» — точно так же, в негативном контексте протестующих называют беларусские государственные СМИ. Альтернативный бело-красный флаг Беларуси, который используют оппоненты режима Лукашенко, Шевченко сравнивает с «использованной женской прокладкой».

Шевченко ездит в Минск

После начала протестов политик был в Минске как минимум дважды: 21 декабря прошлого года и 10 февраля этого. В первый раз он поехал туда как народный депутат — якобы для переговоров о сотрудничестве; после он выложил фото с главой комиссии по международным отношениям Национального собрания Беларуси.

Во второй раз Шевченко поехал на Всебеларусское народное собрание. Этот съезд проходит каждые пять лет, по стилистике и сути напоминает съезды Коммунистической партии Советского Союза. На «общем собрании представителей народа, ветвей власти, руководителей и тружеников предприятий, деятелей науки и культуры», как правило, одобряют озвученную со сцены повестку: даже в шапке официального сайта Собрания — только цитаты Александра Лукашенко и фото с ним.

На съезде Шевченко записывал видео, фотографировался на фоне Лукашенко и цитировал отрывок из его более чем трехчасовой речи. «Чтоб вы понимали, коммуникация Беларуси и Украины — это я. Нет больше ни одного политика, который был бы так близок к коммуникации между нами», — поясняет он свой мотив, уточняя, что занимается в первую очередь экономической дипломатией.

Каковы экономические результаты поездок Шевченко в Минск — неизвестно. Кроме его заявления, что Украине стоит импортировать беларусскую электроэнергию. Замглавы парламентской фракции «Слуга народа» Евгения Кравчук заявила, что Шевченко был на съезде как частное лицо и никаких представительских функций не выполнял. И добавила, что в то же время другие депутаты фракции встречались с лидером оппозиции Светланой Тихановской.

«У меня вопрос к таким, как Женя Кравчук. Ну, поругались вы с Беларусью, не хотите общаться с их властью. А дальше что? — отреагировал на это Шевченко. — Что с экономикой будет? Что с тарифами? Как народу Украины выживать с таким нищенским уровнем доходов? Когда вы, бл*дь, думать начнете своей головой, а не жопой?»

Что еще стоит знать о Шевченко

Депутат несдержанно реагирует на попытки назвать его сторонником «русского мира». Он не считает себя ни поклонником России — особенно после наложения на него как члена фракции «Слуга народа» российских санкций, ни ностальгирующим по СССР.

Шевченко утверждает, что Украине стоит экономически сотрудничать с Белорусью, Казахстаном, Азербайджаном, Афганистаном, Пакистаном и прочими странами региона.

Позитивно Шевченко оценивает и власть Казахстана. Он был в столице страны Нур-Султане по крайней мере один раз ― как наблюдатель на выборах. «У меня сложилось ощущение, что правящая партия подтягивает оппозицию в парламент. Как младшего брата или сестру тянет к себе», — сказал он.

За год работы на должности народного депутата Шевченко получил от государства 180 тысяч гривен компенсации за аренду жилья, необходимой информации о жилье он не предоставил. В имущественной декларации Шевченко указал, что живет в селе Козин под Киевом, но в декларации никакой недвижимости в этом селе у него нет. «У меня много юрлиц, поэтому если вы [будете ориентироваться] по декларации, вы ошибетесь, — среагировал он на попытку узнать детали его материального положения. — Я вообще не люблю, когда люди считают чужие деньги, лезут, куда им не положено. И сам не лезу никогда».

По словам депутата, ему предлагали сменить фракцию «Слуга народа», со многими представителями которой у него серьезные разногласия, на другую. Он отказался: «Считаю, что это предательство». У руководителя фракции «Слуга народа» Давида Арахамии другая информация — по его словам, после декабрьской поездки в Беларусь Шевченко «каждые три дня подходит и просит исключить его из фракции. А я говорю: нет, будешь мучиться до конца».

Возможно, Шевченко хочет создать свою партию. Двадцатого января в его Telegram-канале появился опрос «Как именовать новую политическую партию левоцентристского толка?». Среди вариантов ответов: «Самостійна Україна», «Соціальна Україна», «За Разумкова» и «За Лукашенко».