Министр обороны Андрей Таран поссорился с главнокомандующим Русланом Хомчаком из-за самолета, который мог везти оружие из Болгарии в Руанду. Дело дошло до судов, а мирил всех президент

Автор:
Oksana Kovalenko
Редактор:
Евгений Спирин
Дата:
Министр обороны Андрей Таран поссорился с главнокомандующим Русланом Хомчаком из-за самолета, который мог везти оружие из Болгарии в Руанду. Дело дошло до судов, а мирил всех президент

«Бабель»

В конце января этого года публично стало известно о конфликте между министром обороны Андреем Тараном с одной стороны и главнокомандующим Русланом Хомчаком и командующим Воздушными силами ВСУ Сергеем Дроздовым с другой. Причиной стал украинский военный самолет, который, по данным источников, перевозил оружие из Болгарии в Руанду по заказу частной компании «АТЗТ ТрансСервис». Об этом самолете случайно и узнал министр обороны Андрей Таран. В Министерстве обороны настаивают, что министр должен лично согласовывать такие полеты. А Генштаб и Воздушные силы утверждают, что такие перелеты позволяют тренировать пилотов и никакие согласования не нужны. В итоге конфликт перешел в суды Киева и Винницы ― там появилось несколько исков против министра Тарана, который приказом запретил такие перевозки. В ситуацию вмешался президент Владимир Зеленский. Он несколько раз собирал участников конфликта у себя в офисе. Последний раз в прошлую пятницу ― 12 февраля. О чем на ней договорились, а также о подробностях конфликта рассказывает корреспондент «Бабеля» Оксана Коваленко.

Wikimedia

В конце 2020 года министр обороны Андрей Таран узнал, что самолет Ил-76МД Воздушных сил Украины совершил аварийную посадку в одном из аэропортов Египта и там ремонтируют его двигатель. По информации нескольких источников, самолет перевозил оружие из Болгарии в Руанду. Перелет заказала коммерческая компания ООО «АТЗТ ТрансСервис». Она же, по данным источников, заплатила 70 тысяч долларов за перевозку двигателя для ремонта.

Согласно данным Youcontrol, компания открыта в 1996 году. Одним из ее основателей был Михаил Семенов ― он в конце девяностых занимал пост первого замминистра транспорта и был главой Госавиа администрации. Но в 2015 году состав основателей изменился: компания перешла к другим людям, о которых никакой публичной информации нет. Компания регулярно выигрывает тендеры «Укрспецэкспорта» — возит грузы наземным транспортом и самолетами.

Как говорит источник «Бабеля», который работал в Генштабе в 2015 году, сотрудничество с «АТЗТ ТрансСервис» началось еще в 2009-м. Договор, в рамках которого самолет перевозил груз в Руанду, подписан в 2015 году. В 2019 году его продлили до 2024-го.

После того как министр Таран узнал, что самолет находится в Египте, он назначил служебное расследование, по результатам которого приказал запретить использовать самолеты ВСУ для таких перевозок. Кроме того, Таран обязал командование разорвать договор с «АТЗТ ТрансСервис» и объявил суровые выговоры командующему Воздушными силами Сергею Дроздову и начальнику Генштаба Сергею Корнийчуку.

Как ранее сообщал главный редактор «Цензор.нет» и внештатный советник Минобороны Юрий Бутусов, Таран обосновал запрет на полеты тем, что самолеты старые и изношенные, а потому лучше не тратить их ресурс на коммерческие полеты. Заместитель министра обороны Иван Руснак в комментарии «Бабелю» заявил, что министр, принимая решение, «действовал в рамках полномочий».

Как показали ответы обеих сторон на запрос «Бабеля», они по-разному трактуют законодательство.

В Минобороны ссылаются на Положение о перевозках государственной авиацией, которое гласит, что госперевозки должен утверждать лично министр. «Соответственно, планирование и разрешение на выполнение полета без решения министра обороны противоречит законодательству», — говорится в ответе Минобороны на запрос «Бабеля».

Источники же в Генштабе считают, что перелеты в рамках договора с «АТЗТ ТрансСервис» нельзя назвать перевозками госавиацией, а значит, это положение на такие перевозки не распространяется. Указанный полет, говорит источник «Бабеля» в Генштабе, выполняли в соответствии со специальным законом, который позволяет военным частям вести свою хоздеятельность.

По информации «Бабеля», предыдущие министры — Степан Полторак и Андрей Загороднюк — не утверждали лично такие перевозки. Как рассказал «Бабелю» генерал, который работал в Генштабе во времена, когда его главой был Виктор Муженко, согласие Полторака не требовалось. «Процедура этого не предусматривала, согласования перевозки с министром не было», — сказал собеседник «Бабеля». Генштаб по доброй воле сам информировал министра о таких перевозках, говорит источник.

Загороднюк тоже лично не согласовывал такие перелеты. Как рассказывает источник, который работал в Минобороны, когда его возглавлял Загороднюк, такое согласование проводилось с Министерством, его управлениями, но без участия министра. При этом, говорит собеседник, фактически министр может остановить такие перелеты. Был случай, когда Загороднюк приостановил вылет такого самолета, но причиной была эпидемия в стране, куда летел самолет. Пауза продлилась всего несколько дней, и позднее самолет вылетел с грузом в место назначения.

Нынешнее руководство Генштаба и командование Воздушных сил ВСУ с решением министра Тарана не согласились.

Они считают, что такой запрет навредит имиджу Украины на международной арене. Но самое главное, говорят в Генштабе, — военный экипаж благодаря этим рейсам получал опыт и часы налетов. «Час налета в самолете Ил-76 — это 10 тонн топлива», ― говорит «Бабелю» руководитель пресс-центра командования Воздушных сил Юрий Игнат. «Эти перевозки позволяют государству и Минобороны экономить большие деньги на подготовку экипажей Ил-76 как в Украине, так и по международным воздушным трассам», — утверждает он. По его словам, пилоту этого самолета необходимо налетать 600 часов, а для допуска к полетам по международным трассам — не меньше 15 пересечений госграницы, летать в разных метеорологических условиях. При таких «коммерческих» перевозках командование старается привлекать два экипажа — опытный и молодой. С 2015 года таких перелетов было как минимум 86, и таких скандалов из-за них не было.

Источники «Бабеля» в Генштабе утверждают, что за время сотрудничества с «АТЗТ ТрансСервис» подготовили 9 командиров экипажей, 7 помощников командиров, 10 штурманов, 6 борттехников и 6 радистов. Только за 2019 год в рамках договора экипажи налетали 220 часов, а в 2020-м — около 500 часов. За весь период сотрудничества с компанией военно-транспортная авиация налетала около 2 200 часов, что позволило сэкономить около 500 миллионов гривен, а в спецфонд при этом поступило почти 60 миллионов гривен.

Юрий Игнат рассказывает, что Украина оказывала услуги по перевозке в интересах других стран или проектов еще в 2008 году. Например, был проект между Украиной и Данией — операция «Северный сокол». В рамках этого сотрудничества украинский Ил-76МД перевозил топливо и другой груз из авиабазы ВВС США «Туле» на датскую полярную станцию «Норд» на острове Гренландия. Управляли самолетами экипажи из военной части, которая базировалась в Мелитополе.

Wikimedia

Весной 2020 Министерство иностранных дел Румынии обратилось за помощью к Украине в связи с эпидемией. Тогда Воздушные силы Украины на Ил-76МЛ доставили из Китая в Румынию средства защиты, медикаменты, медицинское оборудование. Таких перелетов было шесть. Все траты за топливо, питание и проживание экипажа оплачивала румынская сторона. Посредником между ними, говорят в Воздушных силах «Бабелю», выступила та же компания «АТЗТ ТрансСервис». Она со своей стороны заключала договор с МИД Румынии. Напрямую с другими государствами заключать такие договоры Воздушным силам запрещено. «Бабелю» в компании «АТЗТ ТрансСервис» обещали дать комментарий, но так этого и не сделали.

Приказ Тарана о запрете полетов оспорили в судах и главнокомандующий ВСУ Хомчак, и командующий Воздушными силами ВСУ Дроздов. Тогда-то конфликт генералов и стал публичным. По информации «Бабеля», он дошел до Офиса президента и лично до Владимира Зеленского. Они несколько раз встречались с президентом. Последний раз — в пятницу, 12 февраля. На встречах с президентом решили, что Хомчак и Дроздов должны отозвать иски из судов, а министр обороны — отменить все свои приказы о выговорах и вернуть Воздушным силам право на частные авиаперевозки. Хомчак и Дроздов свои иски отозвали. Теперь дело за министром обороны Тараном.

Бывший министр обороны Андрей Загороднюк считает, что проблема не в самолете, а в конфликте между министром и главнокомандующим, поскольку полномочия министра и главнокомандующего не выписаны четко, а также четко не определено, кому конкретно подчиняется главнокомандующий Хомчак. В законе о нацбезопасности указано, что главнокомандующий подчиняется и министру, и президенту. «Военнослужащие всегда должны понимать, кто у них начальник, иначе будет конфликт», — говорит Загороднюк.

Еще одной причиной напряженных отношений между министром и главнокомандующим может быть то, что Зеленский, выбирая кандидатуру нового министра обороны, консультировался с главнокомандующим Хомчаком. Хотя министр по должности выше.

Экс-министр Загороднюк говорит, что год назад его команда наработала изменения в закон, чтобы решить проблему полномочий. Этого требует и продвижение в НАТО. По его словам, изменения должны внести в закон о нацбезопасности, в положения о Минобороны и Генштабе и в закон об обороне.

Wikimedia