Карантин, медицинские карты, термометры — все это изобрели в Венеции. А еще там в XV веке создали первое министерство здравоохранения. Объясняем, как Венеция реформировала западную медицину

Автор:
Яна Собецкая
Редактор:
Dmytro Rayevskyi
Дата:
Карантин, медицинские карты, термометры — все это изобрели в Венеции. А еще там в XV веке создали первое министерство здравоохранения. Объясняем, как Венеция реформировала западную медицину

Венецианский купец и исследователь Марко Поло отправляется на Дальний Восток, XIV век.

Print Collector / Contributor / Getty Images

Венецианские инноваторы ввели в оборот наличные, создали оперу и первое законодательство о детском труде. А еще — реформировали медицину. Именно в Венеции в 1348 году ввели первый карантин — всех торговцев заставляли проводить 30 дней на удаленном острове, ожидая появление возможных симптомов чумы. Венецианский ученый Джироламо Фракасторо одним из первых обосновал, как болезни передаются от человека к человеку. Исследователь Санторио Санторио изобрел первый термометр и прибор для измерения артериального давления. «Бабель» рассказывает, как небольшая Венеция повлияла на всю европейскую медицину.

«Триумф смерти» Питера Брейгеля, 1562 год.

Wikimedia

Венецианская Республика первой начала вводить карантин. Страна зарабатывала на жизнь торговлей, что делало ее уязвимой к инфекционным болезням. Когда в Венецию прибывали иностранные корабли, это заканчивалось вспышками бубонной чумы и многочисленными смертями.

Во время пандемии «Черной смерти» в 1348 году власти Венеции решили радикально бороться с недугом и отправлять всех торговцев на карантин. Сначала экипаж каждого корабля, который прибывал в Венецию, должен был провести в изоляции не менее 30 суток. Позже этот срок увеличили до 40 — так возникло понятие «карантин». Для изоляции использовали два острова, расположенные вблизи Венеции — Лазаретто Нуово и Лазаретто Веккион.

Сначала всех новоприбывших иностранцев и их товары (перед этим обкуренные дымом и травами) отправляли на изолированный Лазаретто Нуово. Там торговцы жили несколько недель. Если у них не было никаких симптомов болезни, они могли зайти в порт города.

В свою очередь, если у кого-то обнаруживали болезнь, человека транспортировали на другой остров — Лазаретто Веккион. Туда же власть отправляла своих больных «Черной смертью». И хотя людей изолировали и ранее — в частности, прокаженных, — Венеция впервые разработала для этого комплексную стратегию.

Венецианский врач во время вспышки чумы. Джованни Гревемброх, XVIII век.
Фреска, изображающая исцеление больных чумой. Базилика Святого Николая в Толентино, XIV век.

Венецианский врач во время вспышки чумы. Джованни Гревемброх, XVIII век. Фреска, изображающая исцеление больных чумой. Базилика Святого Николая в Толентино, XIV век.

DEA PICTURE LIBRARY / Contributor; DEA / A. DE GREGORIO / Contributor

В Венеции появилось первое в мире министерство здравоохранения. Организация под названием Magistrato alla Sanità возникла в 1485 году и просуществовала почти 400 лет, до самого распада Венецианской республики.

Магистрат контролировал не только введение карантина и работу врачей, но и меры по противодействию вспышкам инфекционных болезней. Именно он отвечал за то, чтобы работала канализация, весь мусор вовремя вывозили, мертвые тела собирали, а питьевая вода была чистой. В Магистрате также выдавали гражданам официальные документы о состоянии здоровья.

Медицина в Венеции была одной из лучших в мире. В то время, как большая часть Европы верила, что чуму вызывают миазмы, у венецианских ученых был более новаторский взгляд на проблему. В 1362 году арабский врач и интеллектуал Ибн аль-Хатиб выдвинул гипотезу, что болезни могут передаваться во время тесного контакта между больными.

В 1546 году профессор Падуанского университета Джироламо Фракасторо развил его мысль и объяснил механизм заражения. В работе De Contagione et Contagiosis Morbis он написал, что на самом деле болезни передают крошечные частицы — «фомиты». По мнению Фракасторо, эти «фомиты» (читай, микробы) могли передаваться от человека к человеку через биологические жидкости и жить очень долго. На эту идею Фракасторо натолкнула его работа с больными сифилисом пациентами. А еще Фракасторо провел первое в истории «клиническое испытание» лекарств — он тестировал, насколько эффективна ртуть в лечении сифилиса.

Иллюстрация к книге «Нюрнбергская хроника» Гартмана Шеделя, XV век.

Wikimedia

В начале XVI века в Падуе ввели систему медицинских осмотров. По словам Мередит Смолл, профессора антропологии Корнелльского Университета, местные врачи обучали студентов лично осматривать пациентов, а не наблюдать за ними издалека. Будущих врачей поощряли касаться больных, чтобы узнать, что именно их беспокоит, и делать записи о ходе болезни — так появились первые медицинские карты.

Исследователь Падуанского университета, врач Санторио Санторио, ввел целый ряд медицинских инноваций. Он первым изобрел весы, а после этого в течение тридцати лет взвешивал себя, а также свою еду, напитки, мочу и испражнения — в то время это стало самым подробным исследованием человеческого метаболизма и первым образцом «доказательной медицины». Вместе с Галилео Галилеем он создал первый прототип современного термометра, добавив цифровую шкалу к термоскопу. Позже Санторио изобрел так называемый пульсилогиум — прибор для измерения сердечных сокращений и артериального давления.

По мнению Мередит Смолл, причин, почему небольшая Венеция стала центром европейской медицины, несколько. Регион состоит из 118 крошечных островов, расположенных в огромной лагуне. Первое венецианское поселения основали в 400-х годах. С тех пор население в регионе постоянно росло, однако расширяться было некуда.

В Венеции было довольно тесно — предприниматели и изобретатели могли просто за углом встретить единомышленников и обсудить с ними собственные идеи. К тому же, республика была независимой от Ватикана, что обеспечивало относительную свободу мнений и убеждений.

Вместо единого монарха ею руководил специальный орган — Большой совет, в который входили аристократы с разных островов лагуны. Главу государства — дожа — выбирал совет, и он не принимал единоличных решений. Все важные решения принимали комитеты, состав которых постоянно менялся.

Флорентийские медики несут пациента на носилках.

Hulton Archive / Stringer / Getty Images