Мы получили эфирные тезисы «слуг» — депутатам объясняют, как комментировать Госбюджет, деньги на Авакова, и убеждают, что повышение пенсий поможет экономике

Автор:
Maria Zhartovska
Редактор:
Катерина Коберник
Дата:
Мы получили эфирные тезисы «слуг» — депутатам объясняют, как комментировать Госбюджет, деньги на Авакова, и убеждают, что повышение пенсий поможет экономике

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

Второго ноября спикер парламента Дмитрий Разумков анонсировал, что проект Государственного бюджета Рада планирует рассмотреть в первом чтении в четверг, 5 ноября. Принять бюджет в целом в «Слуге народа» (СН) планируют к 1 декабря. На этапе подготовки документ с депутатами не обсуждали. Чтобы проект не стал для «слуг» неожиданностью, главные его показатели и спорные вопросы информационный и аналитический отделы фракции СН расписали в отдельном документе. Такие эфирные тезисы депутаты получают постоянно и должны озвучивать в СМИ. В тезисах за 2 ноября, которые есть в распоряжении «Бабеля», встречаются довольно странные утверждения. Например, о том, что повышение пенсий и минимальной зарплаты приведет к «увеличению доходов по всей экономике». Каким власть видит правильный бюджет и что говорит о больших расходах на министерство Арсена Авакова — главное из эфирных тезисов «слуг».

О выполнении бюджета

Наши оппоненты говорят, что проект бюджета абсолютно нереалистичный и не может быть выполнен. Но такова роль оппозиционеров. В конце года, когда катастрофа с бюджетом не происходит, как ванговали, оппоненты власти молчат и не извиняются за свои апокалиптические прогнозы, которые не оправдались. Так будет и с этим бюджетом.

О «хотелках» депутатов

В парламенте есть монобольшинство, сколько бы в эфирах ни рассказывали, что его нет. Поэтому у чиновников есть потенциал получить 226 голосов [за проект бюджета] именно от «Слуги народа». Пока мы получили лишь предварительный вариант Госбюджета — его даже не обсуждали с депутатами в процессе подготовки. Уже есть много замечаний, в том числе и от министров.

Все будет зависеть от дискуссии в парламенте и речь не о «хотелках». Никто не может искать коррумпированной поддержки фракций за бюджет, как это было раньше. Вопросы очень конкретные: почему на здравоохранение закладывается меньше, чем ожидалось? Почему на Министерство обороны есть сокращение, хотя и незначительное — на 0,1 процента? Разве это правильно во время войны? Почему закладывается меньше, чем нужно, на сферу культуры или на цифровую трансформацию государства? Разве этим можно жертвовать? Это все не справедливо называть «хотелками», это дельные вопросы.

Это должен быть бюджет социального восстановления. В бюджете есть повышение пенсий — индексацию проведут в марте и деньги на это предусмотрены, есть новые доплаты для пенсионеров, достигших 75 лет, сохраняются доплаты пенсионерам, достигшим 80 лет. Есть увеличение минимальной зарплаты — 6 тысяч гривен с января и 6,5 тысячи — с июля. Все это повлечет увеличение доходов по всей экономике. Мы даем деньги непосредственно людям, которые потратят их именно здесь на товары и услуги, это будет также и плюс для бизнеса, поскольку деньги останутся в нашей экономике.

О сокращении расходов на оборону и увеличении — на сектор безопасности

Расходы на оборону и безопасность сокращать нельзя. Что касается сектора безопасности — это не лично [министр внутренних дел] Арсен Аваков или отдельно МВД, как это пытаются представить наши оппоненты. Увеличение расходов на безопасность — это на разведку, пограничников, СБУ, Государственную службу чрезвычайных ситуаций (ГСЧС). Например, ГСЧС управляется через министра внутренних дел. Разве это должно означать, что не нужно давать больше денег на наших спасателей? Вы же видели, каким сложным был этот год. То наводнения, то лесные пожары, в том числе и вблизи линии фронта. Именно на этих людей увеличиваем расходы, потому что это действительно нужно.

В следующем году планируется запуск Бюро экономической безопасности, которое избавит СБУ от несвойственных ей функций и обеспечит ликвидацию налоговой милиции. Чтобы сократить людей в старых структурах, нужно провести все гарантированные законом выплаты, а это также расходы.

Расходы на Национальное антикоррупционное бюро не увеличиваются, так как оно запущено давно и не требует затрат на организацию работы, наем людей и закупку техники. А вот для Госбюро расследований такая потребность еще остается.

О средствах на возвращение и выплату долгов

На протяжении 2021 года Минфину нужно будет привлечь 702 миллиарда гривен, чтобы профинансировать дефицит и погасить старые долги. Стоимость обслуживания госдолга возрастет почти на четверть и будет стоить бюджету 160 миллиардов гривен. В 2020 году эта сумма составляла 141 миллиард гривен.

Можно сколько угодно ужасаться от таких сумм, но почти каждое государство вынуждено увеличивать дефицит бюджета и выходить на рынки заимствований. Отказаться от уплаты долгов — невозможно. Тот, кто говорит обратное — обманывает.

Об увеличении минимальной зарплаты до 6 500 гривен

Уже сегодня сложно найти работников на официальную минимальную зарплату — 5 тысяч гривен. В следующем году будет еще сложнее. Работники получают больше денег на большинстве предприятий в частном секторе. Но часть официально, а часть — в конверте. Иногда это помогает работодателям, так как не нужно аккумулировать ресурсы на уплату налогов. Но ограничивает права работников.

Пенсионерам нужно говорить честно: дыра в Пенсионном фонде и потому, что часть политиков и бизнес не поддерживают повышение минималки.

Увеличение минимальной зарплаты — большой шаг вперед в вопросе детенизации рынка труда.

О субсидиях

На них закладывается достаточная сумма — более 30 миллиардов гривен. Денег, как рассчитывают чиновники, должно хватить всем, кто обратится за субсидией и имеет на нее право. «Если весной увидим, что расходы на субсидии надо увеличивать, мы это сделаем, просмотрев бюджет и выделив дополнительные средства».

О главных показателях и планах

Пенсионерам в возрасте 75 лет и старше будут доплачивать 400 гривен, после 80 лет — 500 гривен. На это планируют потратить 2,4 миллиарда гривен.

Повышение налогов не планируется.

Повышение доходов бюджета ожидается за счет повышения эффективности работы фискальных органов.

Заложены средства на увеличение зарплаты педагогов.

В 2021 году средняя зарплата должна вырасти до 13 632 гривен. Ожидается, что реальная зарплата (с учетом инфляции) возрастет на 12,1 процента.

Есть задача выйти на уровень расходов на здравоохранение в 5 процентов от ВВП, и это возможно сделать постепенно до 2023 года. В следующем году предлагается увеличение до 4,2 процента от ВВП по сравнению с 3,4 процента в этом году.

На борьбу с COVID-19 предлагают выделить 19,4 миллиарда гривен. Еще 2,6 миллиарда гривен — на закупку вакцин от COVID-19.

Расходы на оборону увеличиваются до уровня около 6 процентов от ВВП. На денежное обеспечение военнослужащих пойдет 131 миллиард гривен.

Обеспечено финансирование «Большого строительства», сферы культуры, спорта. Расходы на дорожное хозяйство должны достичь 150 миллиардов гривен.

На цифровизацию работы органов государственной власти предусмотрено 2,9 миллиарда гривен.

Один из источников финансирования дефицита Госбюджета в 2021 году — поступления от приватизации. В проекте они заложены на уровне 6 миллиардов гривен.

Курс доллара заложен на уровне 29,1 гривны.

Какого-то отдельного «ковидного фонда» в 2021 году не предвидится. Все расходы направляются распорядителям средств.

На Бюро экономической безопасности предусмотрено один миллиард гривен.