Путин одержим отравлениями, «Новичок» как поцелуй дементора и встреча с Ангелой Меркель — пересказываем большое интервью Алексея Навального Дудю

Автор:
Яна Собецкая
Редактор:
Dmytro Rayevskyi
Дата:

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

Российский оппозиционер и основатель Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексей Навальный и его жена Юлия дали первое большое интервью после отравления и глубокой комы политика. В разговоре, длившемся почти два с половиной часа, Навальный рассказал журналисту Юрию Дудю, что его отравили «Новичком» в гостинице, сравнил симптомы отравления с поцелуем дементора и описал, как постепенно приходит в себя. По мнению лидера ФБК, в случившемся виновен Путин и спецслужбы. Навальный считает, что российский президент «одержим идеей таинственных отравлений». Оппозиционер собирается вернуться на родину, как только ему станет лучше. «Бабель» публикует главные тезисы Навального — максимально коротко.

О первых симптомах отравления

Навальный точно может сказать, когда появились симптомы отравления. Еще в аэропорту он чувствовал себя нормально, сел в самолет и включил на ноутбуке «Рика и Морти». На двадцатой минуте серии он почувствовал, что не может сконцентрироваться, а по телу льется холодный пот. Ничего не болело — ни сердце, ни голова, невозможно было понять, что именно происходит. Свое состояние Навальный описал, как постоянно накатывающее ощущение: «Я сейчас умру. Мне так плохо, я сейчас умру». Отравление «Новичком» он сравнил с поцелуем дементора из книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере: когда это существо тебя целует — это не больно, просто ты чувствуешь, что жизнь уходит.

О случайностях, что спасли жизнь

Пилоты самолета и врачи реанимации очень хорошо выполнили свою работу. Узнав, что на борту умирает человек, пилоты сразу посадили самолет. Врачи не могли знать, что именно происходит с Навальным, но по общим признакам определили, что у него отравление и вкололи ему атропин, как и положено по инструкции. Алексей считает, что ему просто повезло. Потому что в России ситуация, когда все работают по инструкции, — это цепь счастливых случайностей.

О коме и галлюцинациях

Навальный был в глубокой коме III степени. Она длилась 18 дней, врачи вводили ему предписанные наркотические препараты. Еще около двух недель нужно было возвращаться к реальности. Хуже всего, по словам Навального, были оптические галлюцинации на этапе выхода из комы, — как долгий наркотический трип в книгах Виктора Пелевина или «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе» Хантера Томпсона.

Даже сейчас Навальный затрудняется ответить, что из происходящего в те недели было на самом деле, а что нет. Например, он «помнит», как в палату вошли его жена и Леонид Волков и сказали, что он попал в страшную аварию в Берлине, а японский профессор будет делать ему новые ноги и спину. Естественно, такого разговора в реальности не было.

О том, почему его не выпускали из Омска

Врачи в Омске старались не выпускать Навального как можно дольше. Сначала просто ждали, когда он умрет. Потом ждали, что умрет или «превратится в овощ» либо, как минимум, выйдут следы отравляющего вещества. Перевозившие Навального в Германию врачи сказали, что чем дольше человек находится в коме, тем хуже последствия для организма.

О том, кто виноват в отравлении

Применить «Новичок» могут только специально обученные люди. Случайные люди просто отравят сами себя. Это одно из косвенных доказательств того, что Навального отравили сотрудники ФСБ или СВР по приказу Путина.

«Новичок» нельзя купить в супермаркете, изготовить в обычной химической лаборатории или просто найти на «черном» рынке. Это бинарное оружие, его можно изготовить только в сложной лаборатории. Косвенными доказательствами причастности Кремля Навальный считает реакцию министра здравоохранения, который отправил в Омск специальную группу врачей из Москвы, чтобы доказать, что он был нетранспортабельный. И реакцию Путина, заявившего, что Навальный симулирует и отравился сам.

О том, почему Путин травит своих врагов

Путин одержим отравлениями. Ему очень нравится идея о том, что он повелевает армией назгулов, которые на всех наводят ужас. Химическое оружие хорошо подходит для того, чтобы общество испытывало страх и кошмар.

О разговоре с Ангелой Меркель

Ангела Меркель навестила Навального в его последнюю неделю в больнице, после перевода из реанимации в обычную палату. Заранее он об этом визите не знал. Это был частный разговор, не было сказано ничего такого политически значимого. Но Алексея поразило, насколько Меркель в курсе внутренней политической жизни и событий в России. А еще она хорошо говорит по-русски.

О стоимости лечения в клинике «Шарите»

Медицинский борт из Омска в Берлин стоил 75 тысяч евро. Его оплатил Борис Зимин. Финальный счет в клинике еще не выставили, скорее всего, это будет сумма около 60—70 тысяч евро.

О том, вернется ли в Россию

Пока что Навальному нужно восстановиться после отравления. Пока неясно, как сильно пострадал организм и на сколько процентов сможет восстановиться. Врачи говорят, что восстановление после комы — сложный и непредсказуемый процесс. Сам Навальный считает, что это может занять еще месяц или два, а потом он вернется в Россию. Эмигрировать он не планирует.