Китайский магнат Жень Чжицян заработал миллионы, критиковал Компартию, называл ее лидера Си Цзиньпина клоуном, а потом исчез. Оказалось, что его приговорили к 18 годам тюрьмы

Автор:
Яна Собецкая
Редактор:
Евгений Спирин
Дата:
Китайский магнат Жень Чжицян заработал миллионы, критиковал Компартию, называл ее лидера Си Цзиньпина клоуном, а потом исчез. Оказалось, что его приговорили к 18 годам тюрьмы

Karolina Uskakovych / «Бабель»

Двадцать первого сентября пекинский суд приговорил к 18 годам тюрьмы Жень Чжицяна — 69-летнего магната, заработавшего миллионы долларов на недвижимости. В течение последних 10 лет Чжицян был одним из самых заметных критиков Коммунистической партии Китая и главы КНР Си Цзиньпина. За это его прозвали «китайским Дональдом Трампом» и «Жень-Пушкой». В 2016 году он открыто выступил против слов Си Цзиньпина, что все государственные СМИ должны следовать линии партии. После этого страницы Чжицяна в соцсетях с 37 миллионами фолловеров заблокировали, а ему самому пригрозили исключением из партии. В марте 2020 года, после начала пандемии коронавируса Чжицян написал эссе. В нем он сказал, что Китай переживает кризис правления, партия беспокоится только о собственных интересах, а Си Цзиньпин — «клоун, который притворяется императором». После публикации эссе Жень исчез. «Бабель» рассказывает, что произошло с одним из самых ярых критиков китайской власти.

У главы КНР Си Цзиньпина много критиков, однако Жень Чжицян отличается от других. Его родители стояли у истоков современной Коммунистической партии Китая, а отец, Жень Кваншен, даже был заместителем министра торговли в 1970-х годах. Сам Чжицян в 1969—1981 годах командовал взводом Народно-освободительной армии Китая. Он имел репутацию ярого лоялиста Коммунистической партии и тесно общался со многими ее лидерами, в частности, с нынешним заместителем председателя КНР Ван Цишанем.

В начале 1980-х, когда китайский рынок начал открываться благодаря реформам Дэн Сяопина, Чжицян занялся недвижимостью. Он устроился в одну из крупнейших китайских корпораций Huayuan Group, а уже в 1993 году возглавил ее. Несмотря на то, что контрольный пакет акций компании принадлежал властям Пекина, Чжицян стал одним из самых влиятельных китайских бизнесменов. Бывший чиновник Хэ Ян в своей книге вспоминает, что Чжицян вел себя «уверенно, решительно и агрессивно, просто как командир в армии». В начале 2000-х Жень Чжицян возглавил коммерческий банк Bank of Beijing Co. Заработная плата его составляла более 7 миллионов юаней (больше 1 миллиона долларов).

Жень Чжицян неоднократно критиковал руководство Китая и политику компартии. За это китайские СМИ прозвали его «китайским Дональдом Трампом» и «Жень-Пушкой». В 2013 году Жень выступил с речью в Пекинском университете. Он призвал студентов «сломать стены» и восстановить демократическую социалистическую систему, за что партийные рупоры прозвали его «прозападным конституционалистом».

В 2015 году, во время ежегодной встречи топ-50 китайских экономистов, Жень Чжицян предостерег партию против введения жесткой политики в отношении инакомыслия и сказал, что опасается повторения «Культурной революции». В том же году Чжицян в посте на Weibo раскритиковал слоган Коммунистического союза молодежи Китая и обвинил организацию в том, что она обманывает молодежь. Первого октября 2015 года, в годовщину образования КНР, он написал в Weibo, что на самом деле этот день — не день рождения нации, а день становления нового коммунистического правительства. Партийные деятели расценили высказывание как намерение отделить понятие партии от понятия государства.

Впервые Жень Чжицян по-настоящему разозлил власти КНР в 2016 году. Он раскритиковал слова Си Цзиньпина о том, что все правительственные СМИ должны следовать линии партии, и сказал, что медиа должны служить людям. За это ему пригрозили исключением из Компартии и дали год испытательного срока. Все страницы магната в соцсетях, за которыми следили 37 миллионов фолловеров, заблокировали. На некоторое время Чжицян практически исчез из медиапространства, кроме случая, когда в 2018 году устроил выставку деревянных скульптур. После начала пандемии коронавируса Жень Чжицян снова оказался в центре скандала.

В конце февраля в Китае произошла самая крупная в истории Коммунистической партии конференция. Ее посетили 170 тысяч чиновников. На ней Си Цзиньпин рассказал, что «внимательно следил за борьбой с эпидемией коронавируса и ежедневно давал устные и письменные инструкции». Вскоре после этого в сети появилось эссе с критикой выступления. Автор материала написал, что на самом деле Китай переживает «кризис правления». Он раскритиковал реакцию китайского правительства на вспышку коронавируса в Ухане и сказал, что видит перед собой «не императора, хвастающегося новым нарядом, а голого клоуна в роли императора».

China Photos / Stringer/ Getty Images

В эссе отмечалось, что пандемия доказала, что партия защищает только свои интересы, а глава КНР — сугубо собственные интересы и статус. Вскоре выяснилось, что автором материала был Жень Чжицян — он поделился эссе со знакомыми, а затем копии публикации появились онлайн. В середине марта, вскоре после появления материала магнат исчез. В начале апреля Комиссия коммунистической партии Китая по проверке дисциплины (CCP Municipal Discipline Inspection Committee) сообщила, что его задержали за «серьезные нарушения дисциплины и закона». В июле Жень Чжицяна обвинили в коррупции и том, что он «вместе со своими детьми накапливал безграничное богатство». Одним из доказательств вины стала золотая карточка гольф-клуба. Бизнесмена обвиняли также в том, что он презирал имидж партии и страны, искажал историю, а также «был неверным и нечестным». Некоторые сторонники Жень Чжицяна подчеркнули, что он прошел аудит, прежде чем уйти с должности главы Huayuan Property в 2014 году. Однако это никак не повлияло на обвинения.

Бизнесмена исключили из Компартии. Двадцать первого сентября пекинский суд признал его виновным в присвоении 16,3 миллиона долларов государственных средств, взяточничестве и злоупотреблении властью, которое нанесло стране 17,2 миллиона долларов ущерба. Жень Чжицяна приговорили к 18 годам тюрьмы. В вердикте суда говорилось, что 69-летний Жень Чжицян «добровольно и чистосердечно признался во всех преступлениях» и не будет обжаловать решение суда. Если Жень Чжицян отбудет наказание полностью, на момент выхода из тюрьмы ему будет 87 лет.