Бизнесмен Андрей Пальчевский претендует на место Кличко, тратит сотни тысяч долларов на рекламу и готовится к досрочным выборам в Раду. Кто ему помогает и почему он везде?

Автор:
Мария Жартовская
Редактор:
Катерина Коберник
Дата:
Бизнесмен Андрей Пальчевский претендует на место Кличко, тратит сотни тысяч долларов на рекламу и готовится к досрочным выборам в Раду. Кто ему помогает и почему он везде?

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

Пятнадцатого сентября партия «Победа Пальчевского» выдвинула своего лидера Андрея Пальчевского в кандидаты на пост мэра Киева. По всей стране местные выборы должны пройти 25 октября. Пальчевский не политик и не общественный деятель. В политические новости бизнесмен и телеведущий попал благодаря своей клинике Eurolab: там перед вторым туром выборов анализы на наркотики и алкоголь сдавал Владимир Зеленский. После этого Пальчевский не раз бывал в избирательном штабе будущего президента и охотно раздавал комментарии журналистам. Социологи заметили бизнесмена осенью прошлого года — тогда его фамилия впервые появилась в числе претендентов на пост мэра Киева. Согласно последнему опросу группы «Рейтинг», за него готовы проголосовать 5,8 процента киевлян — это четвертый результат. Еще в начале августа Пальчевский был вторым. Сентябрьский рейтинг партии Пальчевского — 3,9 процента. Об идеологии, спонсорах и политических союзниках бизнесмена почти ничего неизвестно — он не любит общаться с журналистами, а последнее интервью «BBC-Украина» закончилось скандалом. Корреспондент «Бабеля» Мария Жартовская на условиях анонимности поговорила с сотрудниками штабов «Слуги народа» (СН) и «Победы Пальчевского», технологами кандидата и раздобыла закрытую социологию по киевским выборам. Вот что говорят его друзья, враги и цифры.

Андрей Пальчевский объявил о создании партии своего имени 1 июля 2020 года. На самом деле «Победа Пальчевского» — это переименованная партия «Украина завтра», которую зарегистрировали пять лет назад, в 2015-м. Из финансового отчета партии за второй квартал 2020 года можно узнать немного: у нее есть крошечный офис в Киеве — всего 15 квадратных метров, ноутбук, стол и два стула, а также 7,3 тысячи гривен спонсорских взносов. В сентябре политсила открыла три общественные приемные в Киеве — в Святошинском, Подольском и Соломенском районах. Связаться с другими региональными ячейками «Победы» невозможно — на партийном сайте нет ни телефонов, ни адресов.

Программа партии — это пять коротких абстрактных абзацев. «Победа» гарантирует избирателям благосостояние, безопасность, хорошее медицинское обслуживание, единое государство и протекционизм для отечественных производителей в экономике. Как партия планирует этого добиться — в программе не сказано и сам Пальчевский не уточняет.

Андрей Пальчевский / Facebook

О своей команде он тоже говорит неохотно. В одном из интервью Пальчевский признался, что вел переговоры с психиатром Семеном Глузманом, но сам Глузман это отрицал. Комментарии в интернете о партии дают блогеры и политические аналитики — Петр Олещук, Михаил Шнайдер, Вадим Карасев. Последний, по словам Пальчевского, работает его консультантом и уговорил оставить фамилию в названии партии.

Часть политической команды Пальчевского 15 сентября была на конференции киевской ячейки «Победы». В ярко-красном костюме туда пришел действующий депутат Киевсовета Александр Пабат. Пять лет назад он прошел в совет от «Блока Петра Порошенко», но в мае 2019-го вышел из фракции. В 2006 году Пабат был главой фракции «Гражданский актив Киева» — союзника тогдашнего мэра Киева Леонида Черновецкого.

В команде Пальчевского есть и другие действующие депутаты Киевсовета: Антон Дрепин, Лариса Дегтярева, Вадим Онуфрийчук, Елена Антонова. Еще один член команды — Сергей Майзель. В 2016—2017 годах он возглавлял департамент транспортной инфраструктуры КГГА и был замешан в нескольких коррупционных скандалах.

В коротком комментарии «Бабелю» о принципах формирования команды Пальчевский сказал, что «просил, чтобы не было использованных презервативов». На вопросы о том, кого конкретно он об этом просил и как получилось в итоге, кандидат не ответил.

Три не связанных между собой источника «Бабеля» утверждают, что в Киеве кампанию Пальчевского финансирует Вадим Столар — давний друг Виталия Кличко и неформальный куратор застройки Киева. По данным Bihus.info, Пальчевского консультирует бизнес-партнер и политтехнолог Столара Сергей Влащенко. В разговоре с «Бабелем» технолог эту информацию не подтвердил и не опроверг, но признался, что «по-дружески помогает Пальчевскому». Сам кандидат в мэры возможные отношения со Столаром не комментирует.

Вадим Столар

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

По словам другого анонимного источника «Бабеля» в штабе СН, в партии Пальчевского также заинтересован бизнесмен Илья Павлюк. Его имя впервые появилось в СМИ во время президентской кампании Зеленского. По информации «Бабеля», тогда Павлюк отвечал за организацию избирательных участков, поиск наблюдателей, членов участковых избирательных комиссий, доверенных лиц кандидата Зеленского и за аренду офисов «ЗеКоманды» в Киеве и ряде областей.

«Столар работает по Киеву, Павлюк — по Украине. Сам он не финансирует — денег нет, но ищет партнеров, которые могли бы поддерживать партию в Одессе, Черновцах, Виннице, Луцке. Дело в том, что нигде, кроме Киева, Пальчевский не взлетает», — рассказывает собеседник «Бабеля» в избирательном штабе СН. «Бабель» несколько раз пробовал связаться с Павлюком, но он не отвечает на звонки и избегает публичности.

«Слуге народа» Пальчевский пока серьезно не мешает. По данным закрытого соцопроса его штаба, у кандидата в мэры от СН Ирины Верещук Пальчевский «откусывает» лишь один процент. В СН прогнозируют, что от Пальчевского в Киевсовет могут пройти 5—7 депутатов, и это не помешает власти создать коалицию с УДАРом Кличко и партией «Батьківщина» Юлии Тимошенко. По словам источника в штабе СН, власть пыталась договориться с Павлюком о сотрудничестве с «Победой» по линии членов избирательных комиссий, но переговоры закончились ничем.

В штабе Пальчевского говорят, что местные выборы не самоцель. Главная задача — провести партию в Раду в случае досрочных парламентских выборов. Если получится, соратник Пальчевского говорит, что в парламенте «Победа» станет оппозиционной центристской силой.

Андрей Пальчевский / Facebook

Пока шансы Пальчевского попасть в Раду невелики. Даже в родном для бизнесмена Киеве его партию поддерживают меньше четырех процентов избирателей. На уровне страны рейтинг «Победы» социологи пока не меряют.

Нарастить рейтинг не только в столице Пальчевский пытается с помощью рекламы и телеэфиров. Он частый гость на новостных телеканалах «112», ZIK, NewsOne — их связывают с кумом Владимира Путина, депутатом «Оппозиционной платформы — За життя» (ОПзЖ) Виктором Медведчуком. Пальчевский также появляется в программе «Час Голованова» на «Украина 24» Рината Ахметова и на телеканале Kyiv Live, который финансирует Вадим Столар.

Десятки новостей в день о Пальчевском публикуют сайты znaj.ua и politeka.net. Последний активно продвигает новость о том, что согласно телефонному опросу сайта, мэрский рейтинг Пальчевского вырос до 17,5 процента, а сам он вышел на второе место после Виталия Кличко. Оба сайта рекламируют кандидата на своих страницах в Facebook и известны тем, что часто публикуют политическую рекламу без необходимой маркировки. Со ссылкой на politeka.net штаб Пальчевского также размещает его рекламу на радио. По данным «Бабеля», znaj.ua и politeka.net поддерживают Пальчевского благодаря его личным связям с одним из совладельцев сайтов — Павлом Погибой.

Реклама Пальчевского есть и на авторитетных новостных сайтах — баннер, который ведет на его интервью, несколько недель висит на главной странице интернет-издания «Украинская правда».

Сколько стоит вся онлайн-реклама Пальчевского — точно неизвестно. Согласно открытой информации, на рекламу в Facebook с 25 июня по 18 сентября партия Пальчевского потратила 30 525 долларов, а с 12 по 18 сентября — еще 8 424 доллара. Оплачивает рекламу одноименная общественная организация. Как и партию, ее зарегистрировали в июле 2020 года. Ее основатели — Алексей Якименко и Александр Гендзьора. По данным «Бабеля», бюджет партии Пальчевского в онлайне составляет 200 тысяч долларов в месяц. Сюда входит все: баннеры, «джинса», комментарии экспертов, реклама.

Близкий к Пальчевскому собеседник «Бабеля» уверяет, что на телеканалы, включая Kyiv Live, кандидата зовут не за деньги, а потому что он медийный, харизматичный и в хороших отношениях с нужными людьми. Кроме того, Пальчевский позиционирует себя как оппозиционера, а хорошая критика дает телеканалам хорошие рейтинги. На них в штабе Пальчевского тоже смотрят, когда выбирают, на какой канал идти. Согласно сентябрьскому закрытому соцопросу «Центра Разумкова», с которым ознакомился «Бабель», самым полезным информационным каналом киевляне считают «112» — важную для себя информацию оттуда получают 19,4 процента опрошенных, затем NewsOne — 17 процентов, и «Прямой» — 12,3 процента. У «Украины 24» Рината Ахметова — 8,9 процента, у Kyiv Live Столара — 1,1.

Кроме онлайна, Пальчевский много тратит на наружную рекламу. Первые борды с его фотографией, по данным движения «Честно», начали появляться в апреле 2019 года. Сейчас они есть во многих регионах страны. По данным «Бабеля», только в Киеве бизнесмен выкупил 250 бордов.