30 лет назад из музея Гарднер похитили картины на 500 миллионов долларов. Сейчас там висят пустые рамки, а у следствия до сих пор больше вопросов, чем ответов — пересказываем материал Bloomberg

Автор:
Serhii Pyvovarov
Редактор:
Евгений Спирин
Дата:
30 лет назад из музея Гарднер похитили картины на 500 миллионов долларов. Сейчас там висят пустые рамки, а у следствия до сих пор больше вопросов, чем ответов — пересказываем материал Bloomberg

Пустые рамки на месте похищенных картин в музее Гарднер.

Isabella Stewart Gardner Museum

В 1990 году двое грабителей, переодетых в полицейских, проникли в музей Гарднер в Бостоне. Они похитили картины и другие произведения искусства общей стоимостью примерно в 500 миллионов долларов. С тех пор дело расследовала целая армия агентов ФБР и частных детективов. Музей назначил награду в 10 миллионов долларов. Пропажу искали по всему миру, но до сих пор не нашли ни одного предмета. Вот уже 30 лет в галереях музея Гарднер вместо похищенных картин висят пустые рамки. Потому что по условиям его основательницы экспозицию нельзя менять. Это стало новой особенностью музея, которая привлекает посетителей. «Бабель» пересказывает большой материал Bloomberg о самомом крупном и самом таинственном ограблении в истории произведений искусства.

Поздним вечером 17 марта 1990 года, пока весь Бостон отмечал день Святого Патрика, в музее Гарднер скучали двое охранников. Обоим было около 20 лет, и для них это была всего лишь подработка. У них не было никакой подготовки в сфере безопасности, они просто по очереди обходили пустые залы музея.

Около половины второго ночи к боковому входу музея подошли двое мужчин в полицейской форме. Они сказали, что прибыли на вызов о беспорядках, и попросили пустить их внутрь, чтобы «задать несколько вопросов». Затем они попросили охранников отойти от панели безопасности и внезапно объявили, что они арестованы. Как вспоминал один из охранников, «мы стояли с открытыми ртами, пока на нас надевали наручники, только потом один из мужчин сказал: “Это ограбление”». Они обмотали головы охранников клейкой лентой, оставив свободными рот и нос, и заперли в подвале.

В залах музея не было камер видеонаблюдения. Только датчики движения, которые зафиксировали, как грабители поднялись на второй этаж в «Нидерландский зал». Здесь они без спешки извлекли из рамок ценные полотна Рембрандта, Флинка, Вермеера и других художников. Один грабитель потратил несколько минут, снимая с крепления древнекитайскую ритуальную чашу, пока другой ходил в соседнюю комнату за эскизами и акварелями Дега.

После они попытались забрать флаг Императорской гвардии Наполеона. Но он был плотно прикреплен к стене, поэтому грабители ограничились 25-сантиметровым бронзовым орлом на конце флагштока. Они пробыли в музее почти полтора часа — успели еще раз проверить охранников в подвале и забрать из кабинета главы безопасности видео с камер наблюдения над входной дверью и на парковке музея. Затем они ушли, и ни одно из украденных произведений искусства до сих пор так и не нашли.

«Нидерландский зал» музея Гарднер через несколько дней после ограбления, 21 марта 1990 года.

Bettmann / Contributor

В коллекции музея Гарднер около 16 тысяч экспонатов. Согласно завещания основательницы музея — Изабеллы Стюарт Гарднер — произведения в экспозиции нельзя было менять местами, продавать или дарить, а также нельзя пополнять коллекцию новыми экспонатами. Чтобы не нарушать эти условия, руководству музея пришлось повесить пустые рамки вместо украденных полотен. С годами это стало одной из главных особенностей музея, которая привлекает много посетителей, — своего рода «выставкой утраченного искусства».

Энтони Амор относится к такой «фишке» скептически. В 2005 году музей нанял его в качестве штатного детектива с единственным заданием — найти и вернуть похищенное. Но спустя 15 лет работы у Амора остается еще много вопросов, на которые он не нашел ответа. Вот главные из них:

  • Как воры узнали, что могут спокойно провести так много времени в музее? Ведь большинство краж произведений искусства происходят очень быстро, в течение нескольких минут.
  • Воры выбирали только самые дорогие работы Рембрандта и Вермеера. Но при этом они не забрали самую ценную картину музея — «Похищение Европы» Тициана.
  • Главная загадка — пропажа картины Мане. Ведь согласно датчикам движения, грабители не входили в галерею, где висела эта картина. Последним там был один из охранников. Сейчас он ведет скромную жизнь помощника учителя и явно не похож на того, кто нажился на ограблении.

Энн Хоули, куратор музея Гарднер, отвечает на вопросы об ограблении на пресс-конференции, 19 марта 1990 года.

Boston Globe / Contributor

Амор тесно сотрудничает с Джеффом Келли — последним из длинного списка агентов ФБР, назначенных для расследования этого дела. В течение десятилетий бюро искало похищенные произведения искусства по всему миру. Они проверили многих потенциальных воров, но каждый раз безрезультатно. Доходило до того, что на всякий случай проверяли и копии картин, которые использовались в телешоу и документальных фильмах об этом ограблении.

Бывший агент ФБР Роберт Виттман уверен, что в 2006 году он как никогда был близок к тому, чтобы найти пропажу. Тогда он работал под прикрытием во Франции, выдавая себя за подпольного коллекционера искусства. На Виттмана вышли члены корсиканской мафии и предложили купить картины из музея Гарднер, но в последний момент сделка сорвалась.

Сегодня ФБР придерживается версии о том, что картины украли рядовые члены одной из преступных группировок Бостона, и что все похищенное до сих пор остается в США. А в 2013 году бюро объявило, что удалось установить личности первоначальных грабителей, но оба они уже мертвы.

Расследование кражи из музея Гарднер привлекает и целую армию частных сыщиков. Один из них — Артур Бранд, искусствовед-детектив, живущий в Амстердаме. Он выдает себя за посредника на черном рынке произведений искусства. Так в прошлом году он помог вернуть картину Пикассо, похищенную 20 лет назад. В 2017 году он рассказывал Bloomberg, что напал на след, и картины вернутся в музей Гарднер через несколько месяцев. Но спустя три года они все еще не найдены.

Похищенное из музея Гарднер: Навершие флага Императорской гвардии Наполеона.
Китайская церемониальная чаша для вина, XII век до н. э.

Похищенное из музея Гарднер: Навершие флага Императорской гвардии Наполеона. Китайская церемониальная чаша для вина, XII век до н. э.

Isabella Stewart Gardner Museum

Из всех частных детективов, занимающихся расследованием дела, самое впечатляющее резюме у 73-летнего Чарли Хилла — бывшего следователя Скотланд-Ярда, специализирующегося в области искусства и древностей. За время работы он вернул украденные произведения искусства на сумму примерно в 100 миллионов долларов. Одно из самых известных дел — возвращение картины «Крик» Эдварда Мунка.

Хилл уверен, что двое первоначальных грабителей прибыли из Ирландии и были связаны с Ирландской республиканской армией. «У меня есть две подсказки. Во-первых, преступление произошло в день Святого Патрика — важный ирландский праздник. Во-вторых, один из грабителей использовал слово «mate», когда связывал охранников. Это не характерно для американцев». В прошлом году Хилл заявлял, что нашел информатора, который готов показать ему картины, спрятанные в ирландской глубинке. Но затем информатор скрылся. Сейчас Хилл говорит, что в августе планирует встретиться с новым источником, по словам которого картины спрятаны в окрестностях Дублина.

Ограбление музея Гарднер остается крупнейшей кражей произведений искусства в истории. Сейчас стоимость украденного оценивается в 500 миллионов долларов. Музей назначил награду в 10 миллионов долларов за информацию о пропаже, а также пообещал не подавать в суд на тех, кто добровольно вернет картины. Однако до сих пор не объявился ни один из украденных предметов.

Музейный детектив Энтони Амор считает, что все украденное до сих пор может быть спрятано в одном месте, и по-прежнему подозревает одного из бывших охранников. Частный детектив Артур Бранд предполагает, что произведения искусства следует искать в разных местах. А бывший агент ФБР Роберт Виттман не исключает, что все картины могут быть уничтожены.

Современный вид «Нидерландского зала» музея Гарднер с пустыми рамками на месте похищенных картин.

Isabella Stewart Gardner Museum