67 лет назад альпинисты впервые поднялись на вершину Эвереста. Как удалось покорить гору после десятилетий неудач и почему британцы сделали это «национальной целью» — в воспоминаниях и архивных фото

Автор:
Яна Собецкая
Дата:

Двадцать девятого мая 1953 года Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей в составе британской экспедиции впервые в истории ступили на вершину Эвереста. Британская империя сделала покорение самой высокой горы в мире настоящей «национальной целью». Но на протяжении 30 лет все экспедиции были неудачными — альпинисты или погибали, или возвращались ни с чем. «Бабель» рассказывает, как новозеландец и шерпа смогли подняться на Эверест и стать британскими национальными героями. А также о теории, почему первое восхождение на самом деле могло произойти значительно раньше.

Том Стобарт и Альфред Грегори фотографируют шерпов во время экспедиции Джона Ханта на Эверест, Непал, 30 мая 1953 года.

Royal Geographical Society / Contributor

Гора Эверест — одна из самых известных в мире. Ежегодно ее пытаются покорить сотни людей. Но до XIX века ее воспринимали лишь как составляющую Гималаев. Гора тогда называлась Пик XV и для исследователей ничем не отличалась от других. В 1852 году все изменилось: индийский ученый Радханат Сихдаур установил, что на самом деле это самая высокая из всех известных вершин.

Три года спустя это подтвердили британцы. Они же дали вершине, которую тибетцы называли Джомолунгмой, то есть Матерью Вселенной, название Эверест — в честь генерального инспектора Индии в 1830—1843 годах сэра Джорджа Эвереста. Он не особо этому обрадовался, но к его возражениям не прислушались. А уже в 1890-х годах в Британской империи начали размышлять над первыми экспедициями на Вершину мира. Для этого требовалось получить разрешение на восхождение от одной из стран, расположенных около Эвереста.

Такое разрешение Тибет дал британцам в 1921 году, тогда же они отправились в первую разведывательную экспедицию по северному склону горы. Альпинист Джордж Мэллори разработал маршрут, по которому гипотетически можно было подняться на вершину Эвереста. Уже в 1922 году его испытали. Однако обе попытки восхождения не были успешными — максимальная высота, на которую смогли взойти альпинисты, составляла 8 300 метров. Кроме того, во время экспедиции из-за лавины погибли семь шерпов, сопровождавших англичан. Во время третьей экспедиции в 1924 году альпинист Джордж Мэллори и его напарник Эдвард Ирвин поднялись на высоту 8 600 метров, но после этого пропали без вести.

Шерпы, что впервые носят снегоступы в ходе британской экспедиции на Эверест, 10 июля 1921 года.
Член первой экспедиции на Эверест на фоне пейзажей Джомолунгмы, 1921 год.
Группа шерпов отдыхает на снегу во время британской экспедиции на Эверест 1924 года.

Шерпы, что впервые носят снегоступы в ходе британской экспедиции на Эверест, 10 июля 1921 года. Член первой экспедиции на Эверест на фоне пейзажей Джомолунгмы, 1921 год. Группа шерпов отдыхает на снегу во время британской экспедиции на Эверест 1924 года.

Royal Geographical Society / Contributor

Тибет запретил любые попытки восхождения на Эверест в течение 1925—1932 годов. Но уже в середине 1930-х британцы возобновили свои попытки. Они были более успешными — три альпиниста поднялись на высоту 8 577 метров, но последние триста не смог преодолеть никто из них . Это стало большим разочарованием для Британской империи, стремившейся первой покорить вершину.

«Учитывая количество попыток восхождения, которые осуществляли исключительно британские экспедиции, окончательное покорение горы — практически национальная цель. Было бы национальным унижением, если бы граждане других стран поднялись на Эверест раньше нас из-за потери нами интереса или бдительности», — писал сэр Перси Кокс, секретарь Сообщества по исследованию Эвереста последнему Государственному секретарю по делам Индии в 1934 году.

Официально британцы никому не запрещали подниматься на Эверест. Однако благодаря хорошим отношениям с тибетским правительством и контролю над Индией фактически имели монополию в регионе. Альпинисты из других стран могли подниматься на любые другие вершины Гималаев, но Эверест британцы расценивали как «свою гору».

После Второй мировой войны ситуация изменилась. Индия получила независимость от Британской империи. Духовный лидер Тибета Далай Лама закрыл границы, потому что гороскоп предсказал, что ему будут угрожать чужаки. Предсказание впоследствии сбылось — в 1949 году в Тибет вторгся коммунистический Китай. Казалось, любым попыткам восхождения на Эверест пришел конец, но в том же году свои границы открыл Непал.

Британцам о южной стороне Эвереста было известно мало. А то, что они знали, не предвещало ничего хорошего: еще в 1920 году Джордж Мэллори описал огромный ледопад, который блокировал доступ к юго-западным склонам горы, как «одну из самых ужасных и наиболее пугающих вещей, которые может увидеть человек». Поэтому британцы решили снарядить разведывательную экспедицию.

Тем временем горой заинтересовалась Швейцария и уже в 1952 году отправила свою первую экспедицию к вершине. Двое альпинистов — Рэймонд Ламберт и шерпа Тенцинг Норгей — поднялись на высоту 8 598 метров. До Южного пика оставалось совсем немного, однако из-за нехватки припасов им пришлось вернуться.

Члены швейцарской экспедиции на Эверест 1952 года.

ullstein bild Dtl. / Contributor

Шокированная успехом швейцарцев, Британия стремительно организовала масштабную экспедицию под руководством Джона Ханта. Это была ее девятая попытка покорить Эверест. В состав группы вошли лучшие британские альпинисты, новозеландцы Джордж Лоу и Эдмунд Хиллари и шерпа Тенцинг Норгей, участвовавший в швейцарской экспедиции.

Альпинистов снарядили специальными защитными ботинками и одеждой, портативной радиоаппаратурой и кислородными баллонами. Двенадцатого апреля 1953 года, команда обустроила на горе базовый лагерь, проложила маршрут и начала понемногу продвигаться вперед. Создавая передовые лагеря, альпинисты понемногу поднимались вверх и уже 21 мая добрались до Южного седла, где обычно устанавливают последний лагерь перед восхождением непосредственно на вершину. После него начинается опасная «зона смерти».

Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей возвращаются в лагерь IV после успешного восхождения на Эверест в окружении других членов команды, 1953 год.
Тенцинг Норгей пьет чай в лагере IV после успешного восхождения на Эверест, Непал, 30 мая 1953 года.

Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей возвращаются в лагерь IV после успешного восхождения на Эверест в окружении других членов команды, 1953 год. Тенцинг Норгей пьет чай в лагере IV после успешного восхождения на Эверест, Непал, 30 мая 1953 года.

Royal Geographical Society / Contributor

Члены экспедиции Джона Ханта на фоне вершины Пумори, март 1953 г.
Том Стобарт  с камерой во время экспедиции Джона Ханта на Эверест, Непал, 30 мая 1953 года.

Члены экспедиции Джона Ханта на фоне вершины Пумори, март 1953 г. Том Стобарт с камерой во время экспедиции Джона Ханта на Эверест, Непал, 30 мая 1953 года.

Royal Geographical Society / Contributor

Первыми, кто дошел до Южного седла, были Вильфрид Нойс и шерпа Аннуалу. В своей книге Нойс позже писал, что местность «сплошь состояла из камней и льда». Для восхождения на Эверест Хант выбрал две пары альпинистов. Первыми покорить вершину 26 мая попытались Чарльз Эванс и Том Бурдильйон, но им пришлось вернуться назад из-за неисправности одного из кислородных баллонов.

А два дня спустя, 28 мая, к вершине отправились Эдмунд Хиллари и шерпа Тенцинг. Они установили лагерь на высоте 8 500 метров. Рано утром, после холодной бессонной ночи напарники начали восхождение.

Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей в лагере IV на следующий день после восхождения, Непал, 30 мая 1953 года.
Чарльз Эванс стрижет Джорджа Лоу в базовом лагере, Непал, март 1953 года.

Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей в лагере IV на следующий день после восхождения, Непал, 30 мая 1953 года. Чарльз Эванс стрижет Джорджа Лоу в базовом лагере, Непал, март 1953 года.

Royal Geographical Society / Contributor

В девять утра они добрались до Южного пика и крутого выступа, который располагался 12 метрами выше. Цепляясь кошками за трещины, они начали подниматься вверх. Позже этот самый сложный участок на пути к вершине Эвереста назвали в честь Хиллари.

Несколько часов спустя альпинистам удалось, наконец-то, достичь вершины. Она оказалась небольшой и закругленной. Достаточно большой для того, чтобы Хиллари и Норгей могли вместе стоять на ней, но слишком маленькой, чтобы разбить палатку. По одну сторону от вершины можно было увидеть облака, которые свисали над Тибетом, а с другой — простирались долины Непала.

«Моя гора не казалась неживой вещью из камней и льда. Она была теплая, доброжелательная и живая. Она была наседкой, а другие горы — птенцами под ее крыльями», — вспоминал позже Тенцинг.

Альпинисты провели на вершине около 19 минут. Они даже осмелились снять кислородные маски. Несмотря на предостережения врачей, им не стало моментально плохо.

По случаю успешного восхождения Эдмунд положил в снег небольшой крестик, а Норгей оставил буддистское пожертвование в виде конфет. Тенцинг достал ледоруб с привязанными к нему флажками и попозировал для фото. Хиллари сделал с ним несколько снимков, но сам решил не фотографироваться. Зато в объектив попали пейзажи, открывавшиеся с вершины Эвереста.

Тенцинг Норгей на вершине Эвереста, Непал, 29 мая 1953 года.
Один из хребтов Эвереста, которые Эдмунд Хиллари сфотографировал после восхождения, 29 мая 1953 года.

Тенцинг Норгей на вершине Эвереста, Непал, 29 мая 1953 года. Один из хребтов Эвереста, которые Эдмунд Хиллари сфотографировал после восхождения, 29 мая 1953 года.

Royal Geographical Society / Contributor

Когда Эдмунд почувствовал легкое головокружение, альпинисты надели свои маски и начали спускаться вниз. Джордж Лоу ждал их у подножия Южного пика и обустроил палатку так, будто ожидал раненых: аккуратно разместил два кислородных комплекта и спальники. Однако все было хорошо. Встретившись с Лоу, Хиллари с энтузиазмом воскликнул: «Мы нокаутировали этого подонка!»

В базовом лагере о восхождении узнали на следующий день. Корреспондент издания The Times послал шифрованное сообщение об успехе экспедиции в непальский поселок Намче-Базар, где был радиоприемник. Оттуда его передали в британское посольство в Катманду. Уже 1 июня 1953 года, за день до коронации британской королевы Елизаветы II, весть добралась до Лондона. Эдмунда Хиллари и Джорджа Ханта посвятили в рыцари, Норгею вручили Медаль Британской Империи.

Лагерь V у подножия горы Лхоцзе, март 1953 года.
Вильфрид Нойс с шерпами у ледопада, Непал, март 1953

Лагерь V у подножия горы Лхоцзе, март 1953 года. Вильфрид Нойс с шерпами у ледопада, Непал, март 1953

Royal Geographical Society / Contributor

Они вошли в историю как первые, кому удалось покорить Эверест. Но в конце ХХ века возникла и другая теория. Она утверждает, что на самом деле первыми на вершину в 1924 году поднялись Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин, пропавшие без вести. Впервые эта версия прозвучала, когда в 1999 году под снегом обнаружили тело Мэллори с многочисленными переломами. В карманах его одежды не было фото его жены Рут — было известно, что он планировал оставить его на вершине. Защитные очки Мэллори лежали в кармане — это означало, что он упал при спуске, и солнце было не слишком ярким.

Шерпа в снежных очках, Непал, март 1953 года.
Один из членов экспедиции Джона Ханта на Эвересте, март 1953 года.

Шерпа в снежных очках, Непал, март 1953 года. Один из членов экспедиции Джона Ханта на Эвересте, март 1953 года.

Royal Geographical Society / Contributor

Однако это скорее догадки, чем доказательства. Решить загадку могла бы камера Эндрю Ирвина, на которую тот планировал зафиксировать восхождение. Но его тело тщетно пытаются найти уже в течение почти 100 лет. Альпиниста Эдмунда Хиллари не слишком волновало, кто первым покорил Эверест. «Я не знаю, достигли ли Мэллори и Ирвин вершины. Но я знаю наверняка, что мы с Тенцингом Норгеем были теми, кто поднялся на нее и вернулся обратно».

Эдмунд Хиллари купается в реке во время экспедиции на Эверест, Непал, март 1953 года.

Royal Geographical Society / Contributor