Медсестра из Тернопольской области заболела COVID-19 одной из первых и до сих пор не может дышать без аппарата. Чтобы получить компенсацию, она должна найти, от кого заразилась — «Бабель» записал ее историю

Автор:
Катерина Коваленко
Дата:
Медсестра из Тернопольской области заболела COVID-19 одной из первых и до сих пор не может дышать без аппарата. Чтобы получить компенсацию, она должна найти, от кого заразилась — «Бабель» записал ее историю

Алина Сафоненко / Артем Марков / «Бабель»

С начала эпидемии коронавируса в Украине заболели более 3 700 медиков — это каждый пятый больной. Если они получили инвалидность или временно утратили трудоспособность, государство обещает выплатить денежные компенсации. Медсестра Галина Радловская из Монастырисской райбольницы в Тернопольской области была одной из первых подтвержденных больных в районе и первой среди коллег. Женщина до сих пор не может самостоятельно дышать, потому что вирус поразил легкие. Она надеется на выплату, в ее случае речь идет о более чем 600 тысячах гривен. Но сначала медсестра должна доказать, что заразилась на работе. Корреспондентка «Бабеля» Катерина Коваленко поговорила с Галиной и рассказывает, как она пытается это сделать.

Медсестру Галину Радловскую выписали из больницы в середине апреля, перед самой Пасхой. Больше месяца коллеги из Монастырисской районной больницы, что в Тернопольской области, лечили ее от коронавируса. Галина тяжело перенесла болезнь — около недели была подключена к аппарату искусственной вентиляции легких, потом начала понемногу вставать и ходить. Женщина до сих пор не может самостоятельно дышать, поэтому постоянно подключена к кислородному концентратору. «Без него меня начинает трясти, трудно дышать — как кислородное голодание», — рассказывает Галина. Коронавирус больше всего поразил ее левое легкое, также на фоне болезни у женщины развился сахарный диабет. Муж Галины уже отвез в Тернополь выводы врачей и историю ее болезни, чтобы получить справку об инвалидности.

Всего в Монастырисской больнице COVID-19 переболели 45 медиков, рассказала главный врач Стефания Подгорная. У всех есть шанс получить компенсацию, если Госслужба по вопросам труда признает их болезнь профессиональным заболеванием. Документы по каждому заболевшему медику Монастырисской райбольницы собирает инженер по технике безопасности Василий Вербицкий. «Медицинский работник должен детально описать, когда заболел, от кого мог заразиться, с кем контактировал. Если работник заболел на рабочем месте, потерял трудоспособность, получил инвалидность, то претендует на льготы, ― пояснил он. — На каждого медика — 36 документов». Дальше их передадут в областное управление Госслужбы по вопросам труда и в Фонд социального страхования.

Медсестра Галина тяжелее всех коллег перенесла болезнь и единственная получит инвалидность. Но доказать, что заразилась на работе, ей сложнее всего. «Она у нас первый пациент. А лабораторно подтвержденных случаев, от кого она могла заразиться, нет», — говорит председатель профсоюзного комитета и врач Монастырисской больницы Виталий Трищук. Галина подозревает, что заразилась от одной из пациенток, которая приходила на прием во время ее дежурства. «Она пришла утром, у меня как раз была смена. Она пересекла границу из Польши в Украину, у нее была температура. Ее отправили в ближайшую больницу», — рассказывает медсестра. Галина надела маску и перчатки и сделала женщине экспресс-тест на грипп, чтобы исключить коронавирус. Тогда так делали всем, потому что тестов на коронавирус в больнице еще не было. У пациентки выявили грипп А и отправили к семейному врачу, говорит Галина. Уже в конце смены температура поднялась и у нее, позже тест тоже показал грипп А. Примерно через неделю, когда у медсестры началась пневмония, ее анализы отправили на тест в Тернополь. Так обнаружили коронавирус.

Галине посоветовали найти женщину, от которой она могла заразиться, и попросить ее сделать тест на антитела к коронавирусу. «Вроде бы так я смогу доказать, где заразилась. Но как мне искать ту женщину, если я даже дышать сама не могу? Муж тоже не может бросить работу, потому что надо какую-то копейку зарабатывать», — говорит Галина. Медсестра знает только имя пациентки, но адрес не спрашивала. «Она говорила, что живет в Монастыриске, вроде бы здесь вышла замуж. Но кто знает, где она сейчас», — говорит медсестра.

По состоянию на 20 мая в Государственную службу по вопросам труда обратились более полутора тысяч медиков со всей страны. Все они хотят получить компенсацию от государства, потому что переболели COVID-19. Больше всего обращений поступило из Киевской и Черновицкой областей — свыше 200 из каждой. В Тернопольской области компенсацию хотят получить 77 медиков. Обратиться в службу можно, позвонив на горячую линию (044) 279 03 28.

«Бабель»

На сайте учреждения уточняют, что медикам могут возместить утраченный заработок и средства на лечение. Для родственников медиков, умерших от COVID-19, предусмотрены одноразовые выплаты. Главные условия для компенсации — заболеть на работе и потерять трудоспособность временно или насовсем, объяснили «Бабелю» в Госслужбе по вопросам труда. В соответствии с изменениями, одобренными Верховной Радой, медикам, получившим инвалидность после COVID-19, выплатят более 600 тысяч гривен. Родственникам умерших медиков должны компенсировать более 1,5 миллиона гривен. Размер выплат для других медиков должны определять отдельно в каждом случае. Компенсации будет выплачивать Фонд социального страхования, но там еще не получили никаких распоряжений, сообщили «Бабелю» в пресс-службе учреждения. «Сама процедура и механизм начисления выплат у нас есть — он такой же, как и в других случаях. Но мы еще не получали актов, которые являются основанием для этих выплат», — объяснили в Фонде.

С тех пор как Галина заболела, она не получала никаких выплат или компенсаций. «Только аванс в марте был, и все. Ни больничного, ничего», — говорит она. Как только ее выписали из больницы, семья заказала в Китае кислородный концентратор. С доставкой и растаможкой он обошелся почти в 30 тысяч гривен. Пока его не привезли, аппарат арендуют в Киеве — месяц пользования обходится в 3 600 гривен. Галина говорит, что со временем ее организм должен адаптироваться и научиться дышать самостоятельно. Пока что ей удается продержаться без аппарата не более получаса — чтобы выйти во двор и подышать свежим воздухом.