Из Антарктиды вернулась украинская экспедиция. Впервые за 20 лет в ее составе была женщина-ученый. Биолог Оксана Савенко рассказала «Бабелю» о 16 месяцах на станции (А фото! Фото какие!)

Автор:
Олеся Бида
Дата:
Из Антарктиды вернулась украинская экспедиция. Впервые за 20 лет в ее составе была женщина-ученый. Биолог Оксана Савенко рассказала «Бабелю» о 16 месяцах на станции (А фото! Фото какие!)

Морской биолог Оксана Савенко

До 2019 года женщин не брали в зимние экспедиции на станцию «Академик Вернадский». Официального запрета не было, а неофициально причины называли разные: женщины не смогут справиться с физическими нагрузками, их организм якобы не способен вынести суровые условия Антарктиды, мужчины в экспедиции будут испытывать психологический дискомфорт. Женщин допускали только к сезонным исследованиям, длившимся максимум месяц. Когда руководителем Национального антарктического научного центра стал Евгений Дикий, женщины впервые за 20 лет поехали в Антарктиду на зимовку. Первой женщиной-ученым, которая туда отправилась, стала биолог Оксана Савенко. Она провела на станции почти полтора года и 17 мая вернулась в Украину. Оксана рассказала «Бабелю» об условиях работы и важности антарктических исследований, независимо от пола ученых.

— Впервые я попала на станцию «Академик Вернадский» за год до того, как отправилась на зимовку, в составе 23-й сезонной экспедиции. Ранее на станции никто не исследовал китообразных, а мне предложили разработать программу и начать над ней работать, — рассказывает морской биолог Оксана Савенко.

Ученая провела на станции 16 месяцев из-за того, что перед зимовкой она приехала в сезонную экспедицию

Во время своего первого, сезонного, исследования в 2018-м она провела на станции две недели. Раньше такие короткие поездки были едва ли не единственным шансом для украинских женщин-ученых попасть в Антарктиду. Вернувшись домой, Оксана разработала летнюю программу исследований и нашла партнеров из США, которые изучают китов в Антарктике.

Впоследствии Национальный антарктический центр объявил открытый конкурс на зимовку на станции «Академик Вернадский». Ранее официально женщинам не запрещали ехать на зимовку, но неофициальное табу существовало. В публичных выступлениях от мужчин-полярников звучали дискриминационные высказывания. Один из участников зимней экспедиции Евгений Моисеенко рассказывал, что из-за женщин мужчинам придется больше работать на станции — мол, женщинам трудно постоянно убирать снег, чтобы проводить исследования. Он вспоминал и об опыте Германии, которая в 1991 году отправила на зимовку только женщин. Те якобы повредили на станции всю инфраструктуру, и их пришлось оттуда эвакуировать через два месяца. Хотя на самом деле немки провели там всю зимовку без эвакуации.

Украинки в последний раз работали на станции «Академик Вернадский» в составе второй экспедиции в 1997—1998 годах. Тогда из двенадцати членов экспедиции было четыре женщины. В следующую экспедицию женщин не взяли. Якобы из-за того, что в прошлый раз одна из женщин забеременела и ее «пришлось эвакуировать со станции». Сама полярница рассказывала, что во время экспедиции выполняла обязанности наравне с другими, а о беременности все узнали уже после ее возвращения домой.

На зимовку в 2019—2020 году НАНЦ получил 146 заявок, 32 из них — от женщин. Среди них была и Оксана, которую комиссия выбрала для работы биологом на станции. Так воплотилась давняя мечта работать в Антарктиде.

Комиссия НАНЦ для зимовки на станции выбрала двух женщин: Оксану и врача Наталью Бабий
Оксана стала первой украинской ученой с 1997 года, которая поехала на зимовку в Антарктиду

Комиссия НАНЦ для зимовки на станции выбрала двух женщин: Оксану и врача Наталью Бабий Оксана стала первой украинской ученой с 1997 года, которая поехала на зимовку в Антарктиду

Оксана была одной из немногих, кто исследовал поведение дельфинов в Черном море. Она ездила в Крым для исследований, училась и работала в Америке. До аннексии Крыма работала в России, на Курильских и Командорских островах, Камчатке, Сахалине, была в экспедиции по исследованию белух на Соловецких островах. На станции «Академик Вернадский» Оксана исследовала морских млекопитающих и выполняла задания от ученых и организаций из Украины и Европы.

— Я отбирала микробиологические и ботанические образцы, исследовала накопление стойких органических загрязнителей в тканях антарктических животных, наблюдала за птицами, изучала популяционную генетику и питание антарктических животных с помощью молекулярно-генетических методов, делала гидрохимические исследования.

Оксана Савенко во время зимовки на станции занималась исследованием китообразных

Дни на станции не похожи друг на друга, рассказывает полярница, иногда ученые могут весь день работать на других островах, материке или в ближайших морских проливах, ища китов, считая морских птиц или отбирая различные образцы. Или по нескольку дней не выходить со станции и работать в лаборатории. Некоторые исследования проводят ночью, поэтому все просыпаются в разное время и завтракают отдельно. На обед и ужин собираются вместе.

— По пятницам мы убирали, каждую субботу вечером устраивали праздничный ужин, а в воскресенье у нас всегда был выходной.

Одним из самых сложных моментов в зимовке Оксана называет работу в небольшом, замкнутом коллективе: «Для некоторых коллег это было самое большое испытание. К этому необходимо заранее готовиться, так же как к выполнению научной программы».

По сравнению с предыдущими экспедициями Оксаны, где, к примеру, не было достаточно воды, чтобы помыться, условия на «Академике Вернадском» можно считать комфортными. В помещениях тепло, всегда можно было принять горячий душ, сходить в баню, постирать вещи в машинке. Рутинную работу, говорит Оксана, на станции могут выполнять как мужчины, так и женщины.

До недавнего времени Украина была одной из немногих стран, где женщины-ученые не могли работать в Антарктиде. Сейчас неформально ограниченный доступ к исследованиям есть только у женщин из Российской Федерации

— Были случаи, когда мужчины пытались отговорить меня переносить тяжелые вещи, особенно во время разгрузки судов. Я старалась не воспринимать это как дискриминацию и всегда настаивала на том, что это мне под силу. Хотя однажды, когда мы расчищали снег на закрепленных за каждым участках, коллега убедил меня, что ему нужна моя помощь в ремонте помещения. И чтобы я скорее освободилась, предложил вместе убрать снег на моем участке. Позже я поняла, что это была доброжелательная манипуляция. Но некоторые коллеги потом обвиняли меня, что я согласилась на такое предложение.

Оксана говорит, что не понимает, почему раньше женщин не допускали к работе на станции. Отговорка, что женщина может сломать технику, бессмысленна, ибо допускать к работе с приборами должны только квалифицированных специалистов. А «низкая температура», к которой якобы не приспособлен организм женщины, зимой редко опускалась ниже минус десяти.

— Я жду, когда пол ученых не будет иметь значение во время отбора кандидатов на зимовку на станции. Исследования должны проводить профессионалы, независимо от того, мужчина это или женщина. В биологии у нас есть немало женщин, способных составить здоровую конкуренцию коллегам-мужчинам, но в некоторых специальностях женщин с соответствующим опытом работы пока почти нет. Это необходимо исправлять.

В Украине Оксана планирует обрабатывать полученную в Антарктиде информацию, проводить опыты в лабораториях Украины и США, готовить научные публикации и искать финансирование и современное научное оборудование, чтобы продолжать исследования.

Каждый год на станции работает 12 полярников, а во время антарктического лета приезжают ученые в сезонную экспедицию

До 1996 года украинская антарктическая станция «Академик Вернадский» принадлежала Великобритании