Не ходят на выборы, хотят носить оружие, похоронили феминизм в гробу. Кто такие «Срібло троянди» — большой профайл организации

Автор:
Катерина Коваленко
Дата:
Не ходят на выборы, хотят носить оружие, похоронили феминизм в гробу.  Кто такие «Срібло троянди» — большой профайл организации

Основательница «Срібла троянди» Юлия Федосюк.

Юлия Вебер / «Бабель»

На Марше женщин 8 марта в Киеве активистки движения «Срібло троянди» несли гроб с надписью «Феминизм». Кто-то воспринял это как шутку, кто-то — как провокацию. Сами девушки утверждают, что их акция была мирной и никого не оскорбляла. Они называют себя афинистками, не соглашаются с современными концепциями феминизма и консерватизма и хотят «найти место женщины в новом мире». Журналистка «Бабеля» Катерина Коваленко встретилась с участницами движения и рассказывает об их отношении к оружию, религии, праву голоса, ЛГБТ-сообществу и не только (многое вас удивит).

«Мы представляем модерных консервативных женщин», — говорит основательница организации «Срібло троянди» Юлия Федосюк. Ей 27 лет, она выросла в религиозной львовской семье, после школы переехала в Киев изучать философию. Во время Майдана Юлия увлеклась правыми взглядами, хотя прежде считала себя сторонницей левых. После революции она организовывала лагеря для детей из зоны АТО, а затем начала работать библиотекарем в клубе «Пломінь» — пространстве для ветеранов и националистов. Именно отсюда и началась ее организация: уже более полугода девушки каждую неделю собираются в небольшой комнате в центре столицы.

Участницы движения «Срібло троянди» Виолета Флорес, Диана Шестакова, Анастасия Капралова, Герда Вебер и Юлия Федосюк.

Юлия Вебер / «Бабель»

Сейчас в организации около 20 активных участниц. Они молоды, носят черное, разбираются в философии и истории и обожают эпоху античности. О них заговорили после акции на 8 марта: на Марш женщин, организованный феминистскими и ЛГБТ-организациями, они принесли гроб. На нем написали «Феминизм» и объяснили, что хоронят то, во что он превратился сегодня. Из-за этого некоторые участники марша окрестили «Срібло троянди» антифеминистками, но сами девушки против такого названия. Для своего движения они придумали новый термин — афинизм — в честь греческой богини войны Афины. «В Древней Греции мы видим невероятное: богов и богинь, богиня войны — именно женщина. Женщина-воин, повелительница войны и богиня мудрости», — говорит участница движения Диана Шестакова.

Феминизм и выборы

«Мы хороним не феминисток, мы хороним идеологию — ту, какой она является на современном этапе. Мы выражаем протест против Третьей волны феминизма», — объясняет одна из участниц движения Анастасия Капралова. Она не отрицает достижений феминизма: «Это правда, что мы можем выйти на улицы и выразить свое мнение благодаря феминисткам. Но феминизм Первой волны не отрицал представления о материнстве и сущность женственности».

Анастасия Капралова.
Герда Вебер.

Анастасия Капралова. Герда Вебер.

Юлия Вебер / «Бабель»

Несколько участниц «Срібла троянди» называют себя бывшими феминистками. Так, 20-летняя Герда Вебер изменила взгляды около двух лет назад, перед этим посвятив пять лет так называемому радикальному феминизму. «Моя позиция относительно женщин не изменилась, но я считаю, что феминизм можно направить по другому пути, а для этого нужно разрушить все конструкты, которые уже не работают», — объясняет она.

Афинистки говорят, что равенства не существует. Они утверждают, что в обществе есть иерархия, но она зависит не от пола, а от интеллектуального уровня человека и его пользы для общества. «Люди, которые берут на себя большую ответственность, должны иметь больше прав. Мне нравится демократия, которую описывал Аристотель: право избирать есть у тех, кто имеет надлежащее образование, интеллектуальный статус. Неправильно, когда уравниваются голоса академика и человека, который не закончил школу. Или голоса мужчины, совершившего преступление, и женщины, помогающей онкобольным детям», — объясняет Юлия Федосюк. На президенских выборах 2014 года она голосовала за лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша, но потом решила, что ее голос ничего не решает. И больше на выборы не ходила. Девушка считает несправедливыми гендерные квоты в органах власти. «Женщина сама может всего добиться и построить карьеру благодаря таланту, а не своим гениталиям», — говорит она.

Национализм и «Азов»

Девушки проводят свои встречи у Юлии на работе — в литературном клубе «Пломінь», расположенном в Козацком доме на Майдане. Полуразрушенное здание захватили во время революции, сейчас здесь пространство для ветеранов, издательство и библиотека. На первом этаже стену украшает большая надпись «Азов». Основатель клуба Евгений Врядник — тоже «азовец». Он давний знакомый Юлии, как и многие другие члены националистической организации. Ее муж воюет на Донбассе в составе спецподразделения Национальной гвардии Украины «Азов». Девушки из движения «Срібло троянди» занимают принципиальную позицию по поводу войны с Россией и говорят, что никогда бы не приняли участницу с пророссийскими взглядами.

Юлия Федосюк

Юлия Вебер / «Бабель»

Участницы движения дважды публично поддержали «Азов». Четырнадцатого октября 2019 года они вышли на акцию «Ні капітуляції» против вывода украинских войск с Донбасса, которую организовали ветераны и другие участники националистической организации. А через несколько недель девушки протестовали против того, что американские конгрессмены хотели признать «Азов» террористической организацией. Среди участниц организации — международный секретарь партии «Национальный корпус» Елена Семеняка. «Она охотно присоединилась к движению, потому что ей как женщине было сложно утвердиться в окружении мужчин», — рассказала Юлия Федосюк. В то же время она не хочет называть «Азов» дружественной организацией и настаивает, что между собой они никак не связаны. Федосюк не любит, когда ее называют националисткой: «Родители считают, что я занимаюсь националистической деятельностью, но я от этого маркера стараюсь избавиться».

Консервативность и религия

Афинистки считают себя консерваторами, но критикуют другие консервативные организации в Украине. «Псевдоконсервативний подход дискриминирует мужчин, которые должны работать как загнанные животные, чтобы обеспечить семью. Также мы против видения женщины простой домохозяйкой», — объясняет Юлия. По ее мнению, организации с такими взглядами не соответствуют настоящему определению традиционности и подверглись влиянию современного мира. «Срібло троянди» — светская организация. Вопрос о «Сестринстве святой Ольги», с которым их часто сравнивают, вызывает у девушек смех. «Мы отличаем от них кардинально, потому что они позиционируют себя как христианская организация и вся их аргументация тоже религиозная. Они следуют тому, что написано в Библии, мы же говорим в плоскости метафизики и философии», — объясняет Юлия. Она считает, что религия себя исчерпала, но верующих уважает. Поэтому на гробу, который девушки несли 8 марта, принципиально не было креста.

Во время марша к 8 марта некоторые участники решили, что «Срібло троянди» — из рядов «антиабортников», которые проводили контракцию в том же месте. Девушки категорически несогласны. По словам Юлии Федосюк, запрещать аборты нельзя, вместо этого стоит поощрять ответственное родительство. «В школах должно быть половое воспитание о том, как заниматься сексом безопасно. Но мы не за сексобразование, которое говорит «берите презерватив и удачи». Детям надо объяснять, почему с этим лучше не спешить», — говорит Юлия.

Юлия Вебер / «Бабель»

ЛГБТ, торговля людьми и Стамбульская конвенция

«Срібло троянди» вышло на Марш женщин, но никогда не выйдет на прайд. «ЛГБТ в Украине — это политическая платформа, которая очень мало защищает права тех, кого она представляет. ЛГБТ-организации часто финансируются Западом, и это недопустимо», — считает Юлия Федосюк. Она утверждает, что не выступает против ЛГБТ-людей и хотела бы, чтобы у них было больше прав. Но не все: «Они не могут усыновлять детей, потому что полноценное воспитание включает и отца, и мать. Но они должны иметь юридические права, например на совместное имущество или возможность оформить опекунство на партнера». «Срібло троянди» выступает против однополых браков, но допускает гражданское партнерство. При этом Федосюк осуждает противников прайда, которые ежегодно выходят с альтернативной акцией: «Эти организации преимущественно религиозные и часто ведут себя агрессивно. Нападения на представителей ЛГБТ, на феминисток — это отвратительно, мы всегда будем против этого». Как рассказала «Бабелю» соорганизатор Марша женщин, глава ЛГБТ-организации «Инсайт» Елена Шевченко, мирный подход девушек вызывает уважение. Пройти в колонне с феминистками им позволили именно потому, что они не проявляли агрессии.

Что такое Шведская модель?

  • В 1999 году в Швеции приняли закон для борьбы с проституцией. В стране запрещено покупать секс и быть посредником (сутенером), за это предусмотрена уголовная ответственность. Сама сексработа не запрещена.

  • «Срібло троянди» настаивает, что проституция — это не сексработа, а торговля людьми, и должна быть запрещена в любом виде.

Несмотря на расхождения во взглядах с феминистками и ЛГБТ-активистами, «Срібло троянди» готово сотрудничать с ними по вопросам о правах женщин, например по продвижению Шведской модели борьбы с торговлей людьми. Правда, афинистки просят «адаптировать ее для Украины». Они поддерживают позицию депутата от «Слуги народа» Святослава Юраша, который недавно создал межфракционное объединение «Ценности, достоинство, семья». Вместе с ним девушки работают над «ребрендингом» Шведской модели. Юлия Федосюк утверждает, что ее организация не связана с партией и не получает от нее денег. В комментарии «Бабелю» Святослав Юраш сказал, что не финансирует «Срібло троянди», а девушкам помогает только консультациями и знакомствами. Именно он помог активисткам попасть на Марш с гробом, поскольку полиция хотела забрать реквизит.

Юлия Федосюк

Юлия Вебер / «Бабель»

Также «Срібло троянди», как и феминистки и ЛГБТ-активисты, поддерживает ратификацию Стамбульской конвенции против насилия над женщинами — но тоже с изменениями. Афинистки хотят исключить из нее понятие «гендерной идентичности», поскольку не соглашаются с его современным определением. «Сначала гендер был совершенно нормальным термином, который означал социальную роль одного из полов. Сейчас это опциональная величина, которая включает так называемую небинарность. Мы считаем, что гендеров два, так же как и полов», — объясняет Юлия Федосюк.

Девушки также выступают за право женщин носить оружие. Их первая акция состоялась в сентябре 2019 года под Офисом президента — они поддержали законопроект об оружии от депутатов «Слуги народа». «Элегантный вальтер в сумочке вашей матери, жены, сестры или дочери обеспечит им возможность защититься самостоятельно, защитить своих детей», — писали они. По словам Юлии Федосюк, закон об оружии будет работать на предупреждение и уменьшит количество преступлений против женщин.

Место женщины

Девушки против того, чтобы единственной функцией женщины было материнство. По словам основательницы движения, бессмысленно заставлять рожать всех. Вместо этого необходимо создать комфортные условия для тех, кто хочет иметь много детей. «Я бы сама с удовольствием родила много детей, но понимаю, что это сложно финансово. Я пока не смогу дать им такое воспитание, каким я его вижу», — говорит Юлия Федосюк. По ее мнению, вместо материнства женщина может строить карьеру, и это тоже нормально.

«Женщина ХХІ века для нас — интеллектуальная, воинственная, активная. Она может реализоваться в любой сфере, — говорит основательница движения «Срібло троянди». — Но мы не хотим, чтобы женщина копировала мужчину. Мы должны работать над истинно женской вселенной, где мы сможем быть такими, какими захотим». Из-за такого мнения некоторые мужчины называют Юлию феминисткой. «Пожалуйста. Если феминизм будет таким, я буду только рада», — отвечает она.

Юлия Федосюк

Юлия Вебер / «Бабель»