Из Минздрава уходят главы ключевых структур и заместители министра. Некоторые готовили реформу «вторички» — она должна заработать в апреле. Почему так происходит и что будет с реформой?

Автор:
Катерина Коваленко
Дата:
Из Минздрава уходят главы ключевых структур и заместители министра. Некоторые готовили реформу «вторички» — она должна заработать в апреле. Почему так происходит и что будет с реформой?

Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»

За четыре месяца, которые Зоряна Скалецкая возглавляет Министерство здравоохранения, оттуда уволились или собираются уволиться около двадцати человек. Пятеро занимали ключевые должности, часть из них работала еще с Ульяной Супрун. Также уволился Михаил Загрийчук — заместитель из новой команды. Увольняющиеся говорят, что министр работает бессистемно и не обсуждает проблемы в Минздраве. Это влияет на будущую реформу вторичного звена медицины, которую должны запустить в апреле следующего года. Корреспондентка theБабеля Катерина Коваленко поговорила с теми, кто уволился из Минздрава, и объясняет, какие проблемы есть в министерстве и что будет с реформой.

Все уволенные говорят, что не смогли найти общий язык со Скалецкой. Владимир Курпита, оставляющий должность директора Центра общественного здоровья, подозревает, что министр просто не доверяет старой команде Супрун. «Я понял, что мне не доверяют. Почувствовал, что торможу развитие, поэтому ухожу», — объяснил он theБабелю. По его словам, Скалецкая не объяснила, как теперь работает министерство. Коммуникация ухудшилась в октябре, когда уволили госсекретаря Минздрава из команды Супрун Артема Янчука, рассказала theБабелю Младена Качурец, увольняющаяся с должности заместителя министра. «Если раньше с министром еще как-то можно было общаться, то после этог диалог свелся почти на ноль. Не было общих совещаний заместителей с министром, адекватной работы над программными документами правительства», — сказала она.

Слева направо: Олег Петренко, Ирина Литовченко, Владимир Курпита, Младена Качурец.

Курпита считает, что диалог возможен, если на ключевых должностях будут близкие к министру люди. Ирина Литовченко, которая уходит с поста главы директората стратегического планирования и евроинтеграции, считает это плохой идеей. Она опасается, что на место уволенных придут непрофессиональные люди, полностью контролируемые министром и главой комитета ВР Михаилом Радуцким. Другая проблема в том, что конкурсы — длительный процесс. Пока на освободившиеся должности выберут новых людей, пройдет как минимум полтора месяца, после чего им понадобится еще время, чтобы разобраться с заданиями. Таким образом, структуры будут без руководителей несколько месяцев.

Увольнения в Минздраве:

  1. Олег Петренко написал заявление об увольнении с должности председателя Национальной службы здоровья Украины.

  2. Ирина Литовченко заявила, что уволится до конца года. Вместе с ней уходит почти весь ее директорат.

  3. Об увольнении объявил руководитель Центра общественного здоровья Владимир Курпита.

  4. Заместитель Скалецкого Младена Качурец написала заявление об увольнении, его должен принять Кабмин.

Скалецкая до сих пор не распределила полномочия между своими заместителями. Это одна из причин, почему уволилась заместитель Младена Качурец. «Я неоднократно поднимала этот вопрос. Уже даже подготовили проект приказа [о распределении полномочий между заместителями], но он был лишен логики. Потом уволился [заместитель министра Михаил] Загрийчук, но нового распределения так и не сделали», — рассказала Качурец. Владимир Курпита считает это главной проблемой министерства и связывает ее с тем, что Скалецкая боится делегировать полномочия. «Это вопросы, которые касаются ежедневной текущей работы — подписания документов, актов. Пока в Минздраве нет профильного заместителя министра, все замыкается на министре — и, конечно, она не успевает», — объяснил он. Собеседники theБабеля утверждают, что в работе новой команды нет системности и общей стратегии, а работа министерства превратилась в хаос. «Если это осознанное затягивание, то, вероятно, из-за того, что крупный бизнес лоббирует свои интересы. Если неосознанное, то это просто непрофессионализм, даже не знаю, что хуже», — сказала Качурец.

Новая команда не понимает, как реализовать реформу, считает бывший глава Национальной службы здоровья Олег Петренко. С первого апреля в Украине стартует ее второй этап, который коснется «вторички». «Все запустится, а вот что будет дальше — никто не знает», — сказал он theБабелю. Внедрением реформы занимается именно НСЗУ, но Петренко заявил, что не может гарантировать результат из-за «разных взглядов» с новым руководством. «Пока никто к реформе не готов. Больницы не компьютеризированы, не все заведения автономизированы, им еще нужно заключить договоры с НСЗУ, купить технику, установить электронную систему здравоохранения e-Health, протестировать ее», — говорит Ирина Литовченко. По ее словам, руководство Минздрава сейчас только подписывает документы для запуска, но и этот процесс затягивается. 27 ноября Кабмин принял ряд необходимых постановлений и до сих пор не обнародовал их. Часть из них, по словам Литовченко, решили доработать, но еще не начали это делать.

В самой Нацслужбе уверяют, что подготовка к реформе «вторички» идет по плану. Там осталась команда Петренко, обязанности главы пока выполняет его советница Оксана Мовчан. Как рассказала theБабелю пресс-секретарь НСЗУ Лилия Гудзь-Куликовская, сейчас там окончательно согласовывают нормативно-правовую базу и готовят медучреждения к подписанию контрактов со службой. Только так они смогут получить финансирование, когда реформа запустится — в апреле следующего года. Больницы должны быть автономизированы и подключены к системе e-Health, а также оборудованы компьютерами. Тогда они смогут подписывать договоры уже с февраля. За подготовку больниц отвечает местная власть. В НСЗУ говорят, что автономизированы уже 78% заведений «вторички», к электронной системе подключены 21%.

В Минздраве создают новые органы, у которых нет четких задач. Недавно по распоряжению Зоряны Скалецкой в министерстве появился Проектный офис реформ, который должен консультировать руководство. Но на практике, по словам Литовченко и еще одного источника theБабеля в Минздраве, он дублирует функции директоратов, государственного секретаря и министра. В Проектный офис реформ вошло пять человек: Алексей Яременко, Матвей Хренов, Виктор Ляшко, Дмитрий Коваль, а также бывший министр здравоохранения Александр Квиташвили. Яременко, Хренов и Ляшко — бывшие советники Скалецкой, от которых она якобы отказалась. На сайте Минздрава сейчас нет указа о создании офиса реформ — его удалили почти сразу после публикации. Но theБабель получил этот документ: в нем говорится, что офис должен координировать реформу. «Они [участники офиса] вмешиваются во все процессы, просят им предоставлять на согласование акты, которые уже разработаны. При этом юридическая ответственность лежит только на директоратах, а на офисе — нет», — говорит Литовченко. Представители офиса не ответили на вопрос theБабеля, отметив только, что орган работает над всеми проектами Минздрава.

Зоряна Скалецкая не комментирует массовые увольнения в министерстве. О них вспомнил только премьер-министр Украины Алексей Гончарук. Он говорит, что из Минздрава уходят люди, которые работали с Супрун и не могут найти общий язык с новой командой. «Это нормальный рабочий процесс», — утверждает Гончарук и уверяет, что увольнения не повлияют на реформу.