Власть и правозащитники создали проект «переходного правосудия». Мы получили документ и рассказываем, как будут мирить украинцев и наказывать преступников по обе стороны конфликта

Автор:
Oksana Kovalenko
Дата:
Власть и правозащитники создали проект «переходного правосудия». Мы получили документ и рассказываем, как будут мирить украинцев и наказывать преступников по обе стороны конфликта

Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»

Двадцатого ноября генеральный прокурор Руслан Рябошапка, его заместитель Гюндуз Мамедов и члены рабочей группы по реинтеграции при президенте обсудили концепцию переходного правосудия. Этот документ должен решить большинство проблем, с которыми страна столкнется, когда закончится вооруженный конфликт и в состав Украины вернутся временно оккупированные и неподконтрольные территории. Концепция предлагает наказать преступников, определить жертв и пострадавших, вернуть им имущество и выплатить компенсации, создать «комиссии правды» и многое другое. По информации theБабеля, после того как документ одобрит Комиссия по вопросам правовой реформы при президенте, концепцию своим указом утвердит Владимир Зеленский. Чтобы она заработала, власти нужно будет принять несколько законов и актов. Проект концепции почти закончен — мы получили его текст и кратко пересказываем суть четырех основных направлений документа.

1. Как будут наказывать за преступления, совершенные по обе стороны линии разграничения

  • по уголовным статьям будут судить тех, кто совершил военные преступления, преступления против человечности или грубо нарушал права человека.
  • власть разработает законы, которые позволят провести люстрацию всех руководителей оккупационных администраций, депутатов разных уровней, судей, силовиков, госслужащих, причастных к нарушениям прав человека. Люстрировать будут по результатам проверок. Те, кто их не пройдут, не смогут занимать руководящие должности на госслужбе или возглавлять госпредприятия. Срок такого ограничения планируют определить специальным законом.

2. Как будут возмещать ущерб жертвам вооруженного конфликта

Решать, кому нужно возместить ущерб, будет отдельный орган — его должен создать Кабмин. Жертвами вооруженного конфликта авторы концепции предлагают считать физических и юридических лиц, которые понесли физический, моральный или психический ущерб, душевные страдания и материальные потери. Жертвами также будут считаться члены семей пострадавших.

Моральная сатисфакция

  • официально признают пострадавших жертвами вооруженного конфликта и зафиксируют нарушение их прав.
  • создадут специальный реестр всех убитых, раненых, пропавших без вести, пленных и заложников.
  • установят памятники и создадут музейные экспозиции в память о жертвах.
  • восстановят честь и репутацию пострадавших — для этого хотят создать отдельный орган, который будет разбирать подобные запросы.
  • будут проводить психологическую реабилитацию пострадавших.

Материальная компенсация

Кому, сколько и как будут выплачивать компенсацию, должен решить Кабмин. Предполагается, что все необходимые данные он будет брать из отдельного реестра убытков, причиненных конфликтом, и на основе этой информации определять очередность выплат.

Чтобы выплачивать компенсации, создадут Специальный фонд. Его сформируют за счет госбюджета, благотворительных фондов и международной технической помощи. Также в этот фонд попадут деньги, которые Украина через международные суды планирует получить от страны-агрессора — России.

Восстановление нарушенных прав

  • предоставят возможность жителям оккупированных территорий быстро восстановить/получить/подтвердить документы: паспорта, свидетельства о рождении, документы на право собственности и так далее.
  • будут давать госпомощь тем, кто из-за конфликта покинул свои дома и хочет вернуться, в том числе пересмотрят, продлят или отменят льготы, которые установила оккупационная власть.
  • определят статус имущества, которое продали во время оккупации, но не внесли информацию об этом в украинские реестры.
  • вернут незаконно отчужденное имущество.
  • определят статус украинцев, которых преследуют по политическим мотивам и из-за вооруженного конфликта на оккупированных территориях или в России.

3. Как украинцам обеспечат «право знать правду»

Предлагается создать специальный независимый орган по восстановлению истины. Его цель — расследовать и обнародовать самые резонансные преступления и рассказать о масштабах нарушений прав человека во время конфликта. Формировать орган предлагают на открытом и прозрачном конкурсе, а в качестве участников привлекать авторитетных украинских и зарубежных экспертов. Они смогут допрашивать жертв конфликта, свидетелей, чиновников и получат доступ к информации с ограниченным доступом. Власть влиять на работу этого органа не сможет. Результатом работы станет отчет, с которым ознакомят власть и частично или полностью обнародуют. Все выводы отчета будут носить исключительно рекомендательный характер.

4. Как собираются предотвратить конфликты в будущем

  • изменят украинское законодательство в соответствии с международным гуманитарным и уголовным правом в сфере защиты прав человека.
  • ратифицируют Римский статут. Это позволит Украине, которая сейчас только подписала Статут, но не ратифицировала его, получить все права в Международном уголовном суде (МУС). Он рассматривает дела против военачальников, топ-чиновников, депутатов и президента страны-агрессора. Если Украина в МУС докажет вину граждан РФ, скорее всего, Россия их не выдаст — в 2016-м году она отозвала свою подпись под Статутом. Но если кто-то из преступников выедет за границу, другие страны-подписанты смогут его задержать и передать МУС.
  • создадут единую базу виновных в преступлениях против человечности и грубых нарушениях прав человека.
  • создадут базу фактов и показаний свидетелей, чтобы потом обосновать позиции Украины в международных судах.
  • примут законы, которые позволят иностранным судьям быть экспертами в судебных производствах, связанных с вооруженным конфликтом.
  • восстановят права крымских татар как коренного народа Украины.
  • добавят во все учебные программы информацию о нарушениях прав человека во время конфликта.