Столичный кинотеатр «Киев» закрылся на инвентаризацию и готовится сменить арендатора. Что происходит внутри? (Спойлер: разруха.)

Автор:
Gleb Gusev
Дата:
Столичный кинотеатр «Киев» закрылся на инвентаризацию и готовится сменить арендатора. Что происходит внутри? (Спойлер: разруха.)

Холл кинотеатра «Киев».

Юлия Вебер / «Бабель»

«Киев» — главный фестивальный центр столицы и последний кинотеатр в центре города, который не входит в крупную сеть. В 2019 году городские власти сменили арендатора «Киева» и закрыли здание на инвентаризацию. Седьмого июня возле кинотеатра начался стихийный протест. Активисты выдвинули претензии и к горадминистрации (ее упрекают в том, что она не дождалась решений судов и зашла в здание с помощью «Муниципальной охраны»), и к новому арендатору (его упрекают в том, что он не представил концепцию развития). Опасаются и того, что новый арендатор превратит кинотеатр в площадку для зарабатывания денег, а некоммерческое, артхаусное кино уйдет на второй план. Корреспондент theБабеля Глеб Гусев побывал в «Киеве», посмотрел, в какое состояние он пришел при прежнем арендаторе, и расспросил руководителей «Синема-центра» о том, что ждет кинотеатр.

«Киев» — кинотеатр муниципальный, принадлежит городу. Двадцать лет им управляла компания «Культурный центр», у нее же здание числилось на балансе. Четвертого января 2019 года истек договор аренды, который «Культурный центр» заключил с администрацией города, точнее — с Департаментом коммунальной собственности (ДКС). Договор продлевать не стали. ДКС объявил конкурс на управление кинотеатром. Пятнадцатого апреля в нем победила компания «Синема-Центр» — это крупный оператор сети мультиплексов, расположенных в больших торговых центрах. Нынешний арендатор результаты конкурса не признал — вместо этого подал на городскую администрацию в суд. Он настаивает, что по условиям договора имел первоочередное право на то, чтобы продлить его срок.

Далее между ДКС и «Культурным центром» началась бюрократическая война, которая продолжается до сих пор. Прежде чем заключить договор с новым арендатором, ДКС нужно было вернуть здание кинотеатра на баланс коммунального предприятия «Киевкинофильм». Для этого он отправил «Культурному центру» по почте акты приема-передачи. Четырнадцатого мая, не дожидаясь, пока нынешний арендатор их подпишет, ДКС, «Киевкинофильм» и «Синема-Центр» заключили договор аренды здания. Стоимость аренды для «Синема-Центра» составляет 2 миллиона 544 тысячи гривен в месяц — это в 54 раза больше, чем платил нынешний арендатор.

По словам представителей ДКС, они несколько раз пытались провести инвентаризацию здания. Проводить ее ДКС обязан при участии директора «Культурного центра» Вилии Бондаренко — сделать это им не удалось. Седьмого июня работники ДКС пришли в кинотеатр с «Муниципальной охраной» и остановили работу кинотеатра. «Культурный центр» объявил о захвате здания рейдерами — после этого и начался стихийный протест.

Зайдя в здание, «Муниципальная охрана» забаррикадировала лестницы картонными стендами и размотала пожарные рукава — на случай если кинотеатр будут штурмовать.

Юлия Вебер / «Бабель»

theБабель побывал в кинотеатре «Киев» утром 13 июня. Общая его площадь — 7 300 квадратных метров. Мы прошли по всем его этажам — от подвала до чердака, побывали в залах, кинопроекционных, технических и годами заброшенных помещениях. В опечатанные «Киевкинофильмом» помещения мы попасть не смогли. Кроме того, мы не заходили в правое крыло здания — здесь когда-то располагался кинозал на 250 мест; «Культурный центр» отдал его пиццерии Mister Cat.

В нулевых годах на минус первом этаже кинотеатра работали казино, ресторан и бильярдный клуб. Остатки их мебели, оборудования, игровые автоматы и не убранный после демонтажа строительный мусор до сих пор здесь хранятся. По сути, минус первый этаж, площадь которого 1 500 квадратных метров, арендатор «Культурный центр» превратил в свалку — в том числе и горючих материалов (например, деревянных брусьев).

(Уже после выхода материала директор «Культурного центра» Вилия Бондаренко пояснила, что до 2016 года подвал и минус первый этаж находились в субаренде у ТОВ «Порт». «Эти помещения использовали как бомбоубежище. Мы к ним доступа не имели. Все эти помещения были закрыты.)

Юлия Вебер / «Бабель»

Юлия Вебер / «Бабель»

Юлия Вебер / «Бабель»

Часть коммуникаций кинотеатра (проводка, канализация) проложены через проломы в стенах минус первого этажа. Этажом ниже — подвал, где берет начало система вентиляции. Воздух забирают из ямы в подвале и с помощью вентиляторов подают непосредственно в кинозалы.

Юлия Вебер / «Бабель»

Пожарная сигнализация в здании не работает — возможно, потому что ее не меняли с 1954 года. Пожарные выходы из обоих залов («Красного» и «Синего») закрыты дверьми и решетками. «Муниципальная охрана» забаррикадировала их мебелью. На верхних уровнях кинотеатра расположены две кинопроекционные и чердак.

Юлия Вебер / «Бабель»

(Комментарий директора «Культурного центра» Вилии Бондаренко: «[Пожарная сигнализация] в исправном состоянии. Во всех залах есть кондиционеры, которые обеспечивают циркуляцию воздуха. Система подачи воздуха из подвала, которая показана на фото, не работает уже лет 40.)

theБабель поговорил с руководителями «Синема-центра» — председателем совета директоров Максимом Григорьевым и управляющим директором Любовью Лисовской. Они рассказали, что будет происходить с кинотеатром дальше. Если коротко — нового арендатора ждет большое количество бумажной работы.

Для начала Департамент коммунальной собственности проведет инвентаризацию и вернет «Культурному центру» его имущество. После того как «Синема-центр» примет здание на баланс, ему предстоит подписать с Департаментом культуры КМДА так называемый «охранный договор на памятник культурного наследия» (кинотеатр проектировали в конце 1940-х). Для этого Департамент культуры составит планы помещений и определит, какие части здания (стены, элементы фасада и отделки) относятся к памятнику культуры — их новый арендатор будет обязан сохранить. Затем «Синема-центр» составит проектную документацию на ремонт того, что он имеет право ремонтировать, и на реставрацию того, что он обязан будет отреставрировать, — все это будет частью охранного договора.