«Была любовь и нет любви». Мэр Харькова Геннадий Кернес — о бывшем президенте, бывшем мэре Нью-Йорка и просто «бывшей». Большое интервью

Автор:
Maria Zhartovska
Дата:
«Была любовь и нет любви». Мэр Харькова Геннадий Кернес — о бывшем президенте, бывшем мэре Нью-Йорка и просто «бывшей». Большое интервью

Чапала Анна / УНИАН

Второго июня мэр Харькова Геннадий Кернес стал сопредседателем новой партии «Доверяй делам». Еще один ее глава — мэр Одессы Геннадий Труханов. Политсилу сразу прозвали «партией плохих Ген», а во время ее съезда в Харькове повалили памятник маршалу СССР Георгию Жукову. Кернес планировал вернуть проспекту его имя, а теперь собирается восстанавливать и сам памятник. Корреспондент theБабеля Маша Жартовская встретилась с мэром в Харькове 3 июня, на следующий день после съезда. Через несколько дней партия Кернеса объединилась с «Оппозиционным блоком», «Партией мира и развития», «Нашими» и «Возрождением». Мэр получил место в первой десятке. В интервью мы оставили его ответы на вопросы о будущем союзе с «Оппозиционным блоком», переговоры с которым он отрицал. Чем Кернесу нравится Жуков, зачем он поддерживал Порошенко и в чем ему помогает адвокат президента Дональда Трампа — в нашем большом интервью.

Начнем с Жукова. Вы знаете, что он поощрял мародерство, разминировал поля живыми людьми, просто толкая их на мины, и был не самым талантливым полководцем. Зачем вы хотите восстановить памятник и вернуть его имя проспекту?

Он — маршал победы, который выиграл войну. Мы его рассматриваем не как партийного функционера, а как военного начальника, который участвовал в освобождении города и руководил этой операцией. Он освободил землю от нацистов.

Кернес тянется за IQOS и закуривает. В его кабинет входят две женщины: одна постарше, второй на вид примерно 25 лет. Мэр их не представляет, и они молча садятся рядом с ним.

При этом другая, темная сторона его личности вас не смущает?

Мы можем говорить о хороших и плохих качествах любого героя, но в случае с Жуковым мы хотим вернуть историческое название проспекта — Маршала Жукова.

Вы сказали, что восстановлением памятника будет заниматься Фонд депутата от партии «Возрождение» Виталия Хомутынника.

Я сказал, что Виталий Хомутынник как депутат-мажоритарщик, прошедший в округе, где находится памятник, изъявил желание за счет средств этого фонда профинансировать восстановление памятника.

Александр Грановский, который на парламентские выборы пойдет как мажоритарщик от Киевского округа Харькова, тоже написал в Facebook, что сносить памятник — плохо, но денег на восстановление не дал.

Это его право.

Почему близкий соратник Порошенко Грановский, который в 2014 году прошел в Раду по списку БПП, идет по мажоритарке от Харькова?

Я его давно знаю как человека инициативного и толкового. Пригласил в Харьков, потому что в округе работает депутат [Александр Кирш], который не контактирует с органами местного самоуправления и только спит в Верховной Раде, от него нет никаких позитивных эмоций. Александр Грановский попробует завоевать доверие в округе.

Вы знаете, что сейчас в партии Порошенко «Европейская солидарность» отказываются от «токсичных людей». В их числе — друзья Порошенко Игорь Кононенко и Александр Грановский. У последнего репутация «смотрящего» в судах и прокуратуре.

Мы только что с вами говорили о плохих сторонах маршала Жукова, а я вам говорил о хороших. Здесь то же самое: я могу вам говорить о хороших сторонах [Грановского], а вы мне — о плохих, о которых где-то начитались или знаете из своих источников. Я с вами спорить об этом не хочу и не буду.

На президентских выборах вы поддерживали Порошенко, говорили об этом открыто и были уверены в его победе, но выиграл Зеленский. Вы просчитались?

Я не просчитался. Как руководитель города я находился в определенных условиях и думал, как сделать больше для Харькова. Поэтому я вел себя достаточно толерантно.

Означает ли ваш ответ, что из-за уголовного дела [Кернеса подозревают в причастности к похищению и избиению сторонников Майдана в январе 2014 года] вас заставляли поддерживать Порошенко?

Можно по-разному говорить — заставляли, не заставляли. Я работал в каденцию Петра Алексеевича Порошенко, и в Харькове за это время было много сделано.

Судя по результатам голосования на президентских выборах, харьковчане этого не заметили.

Это симпатии людей.

Вы когда-нибудь общались с Зеленским?

Да, когда он руководил «95 Кварталом». Они нас [с Михаилом Добкиным] пародировали, поэтому общались. Я знаю Владимира Зеленского с хорошей стороны.

А после его избрания президентом встречались?

Еще нет. Но в одном из эфиров я пригласил Владимира Зеленского как президента приехать посмотреть, что сделано в городе, и поддержать нас, чтобы мы продолжали дальше делать хорошие дела.

Вы понимаете, каким президентом будет Зеленский — чего он хочет, как и о чем с ним нужно договариваться?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно дождаться парламентских выборов и понять, какой будет система власти в Украине.

Одна из его первоочередных задач — назначить глав облгосадминистраций. У вас есть противостояние с главой Харьковской облгосадминистрации Юлией Светличной?

Ну, как противостояние... С обеих сторон есть непонимание. Если это можно назвать противостоянием, пусть так и будет.

Если бы вы могли порекомендовать Зеленскому нового главу ОГА, чью бы фамилию назвали?

Нужен продвинутый в хозяйственных и юридических вопросах человек. Я думаю, Сергей Чернов. Он несколько раз был председателем областного совета, хорошо знает Харьковскую область и стал бы хорошим главой администрации.

Давайте поговорим о вашей партии «Доверяй делам». Она была создана, в том числе, на базе «Возрождения», но в 2018 году вы говорили, что никакого отношения к последней не имеете. Что-то изменилось?

Еще раз вам объясняю, что я не состою в «Возрождении». На объединительном съезде были представители не только «Возрождения», но и других партий. С «Возрождением» я шел на выборы в местные органы власти, поэтому меня с ними связывают.

Вы и в «Доверяй делам» не состоите?

Нет, не состою.

Вы формально можете не состоять, но…

Вы, журналисты, привыкли искать какие-то подвохи. Вы не хотите понять, что в каждое время есть определенные условия…

В этот момент в кабинет входит помощница Кернеса, и он тут же теряет всякий интерес к беседе. «Спроси, что девочки будут кушать», — кивает он на девушку и женщину рядом. Девушка полушепотом просит салат с авокадо. Кернес внимательно предлагает заказать салат в ресторане «Никас». Этот ресторан фигурировал в последнем расследовании Bihus.info о Кернесе. По данным журналистов, раньше «Никас» принадлежал компании «Финэкс-капитал», которую мэр регулярно вносит в свою декларацию о доходах.

«Там еще такие… Я видел вчера… Булочка, типа булочки, — он жестами пытается показать помощнице, о чем речь. — А в середине семга и что-то еще такое, как ролл… Закажи, скажи, такие как ватрушки, но не ватрушки». Сделав заказ, Кернес поворачивает голову ко мне.

Хорошо, я попробую понять. Когда вам и городу было выгодно поддерживать «Возрождение» — поддерживали «Возрождение», когда Порошенко — Порошенко. Сейчас вам выгодны «Возрождение» и «Доверяй делам»?

Не то чтобы выгодно. Сейчас произошел коренной перелом — у населения высокий запрос на людей, которые делают дело. Я как городской голова понимаю, что нам в Раде нужно лобби, которое бы отстаивало интересы местного самоуправления. Я переговорил с другими мэрами, и мы решили объединить свои возможности и сделать то, что делаем.

Вам не удалось привлечь как минимум трех сильных и рейтинговых мэров: Виталия Кличко [Киев], Бориса Филатова [Днепр] и Андрея Садового [Львов]. Вы вели с ним переговоры?

А кто вам сказал, что Садовый — сильный мэр?!

Почему нет?

Потому что он допустил у себя в городе большие проблемы с вывозом мусора. Что касается Кличко, у него своя политическая сила и он сам определяет свое предназначение. С Филатовым я разговаривал, но у него есть своя точка зрения. Он не хотел участвовать с нами в объединительном съезде.

Но он еще может вступить в партию?

Мы ни для кого двери не закрываем.

Очевидно, что партия «Слуга народа» хочет набрать большинство в Раде и сама сформировать большинство. Второе место по рейтингам у «Оппозиционной платформы — За життя» Виктора Медведчука и Вадима Рабиновича. Они сейчас планируют объединение с «Оппозиционным блоком». По нашей информации, вашей партии предложили треть мест в списке на парламентских выборах?

Я вам ничего сказать не могу, я не участник этих переговоров и даже не знаю, о каких переговорах вы говорите.

В переговорах участвуют Вадим Новинский, Вадим Рабинович, Виталий Хомутынник…

Я знаю их, я много кого знаю, но я не участник.

Но вы не можете не знать, что переговоры об объединении идут.

Давайте мы оставим это. Я занимаюсь не политикой, а городом. Если мы пройдем пятипроцентный барьер в Раду и получим мандаты депутатов, я от своего откажусь и останусь харьковским городским головой.

Игорь Коломойский в одном из интервью говорил, что консультирует вашу партию. В чем заключаются его консультации и консультирует ли он вас лично?

Да, я лично знаю Коломойского и никогда не отказывался от этого, в чем подвох?

В этот момент у Кернеса звонит телефон. На экране высвечивается «Вадим Новинский». Я улыбаюсь. Оказывается, у Новинского день рождения. Кернес его поздравляет и желает счастья.

Вы встречались с ним [Коломойским] после его возвращения в Украину?

В Украине еще не встречался.

Он симпатизирует вашей новой партии?

Наверное, раз он так говорит, надо ему верить.

Насколько я понимаю, условными акционерами вашей партии можно назвать Коломойского, Павла Фукса, Владимира Галантерника из Одессы?

Почему вы так расставляете акценты, вы видели этих людей на нашем съезде?

Нет, но журналисты программы «Схемы» встречали Коломойского, Фукса, Хомутынника возле офисного центра, где расположен офис Коломойского.

Я не знаю об этом. Мне нет надобности смотреть расследования. Если мне нужно что-то узнать, могу позвонить Фуксу или Хомутыннику, но зачем?

Если ваша партия пройдет в парламент, вы готовы к коалиции с партией власти?

Мы видим себя участниками коалиции с партией президента. Мы будем помогать ему, чтобы все получалось из того, что ожидают от него люди.

Когда мы общались с Сергеем Шефиром, который стал первым помощником президента, он сказал, что из прошлой команды власти он хорошо оценивает работу главы МВД Арсена Авакова. Вы обвиняли последнего в организации покушения на вас. Что вы об этом думаете?

Это уровень решений Администрации президента и самого президента. Если есть желание работать с Арсеном Аваковым, я должен буду подчиняться в рамках действующего законодательства.

Вы много раз говорили, что этот человек движим местью и властью.

А зачем вы спрашиваете меня? Вы спросите у других. Моя точка зрения вам уже известна.

Учитывая влияние Авакова, многие не говорят.

А, они боятся говорить, а я не боюсь, да? Ну, тогда я вам скажу. Он — министр внутренних дел, политически назначенный министр. Давайте дождемся окончательной развязки. Сейчас политически обсуждается, кто будет министром, замминистра и с кем нужно работать.

У Кернеса опять звонит телефон. На этот раз — Фукс. Они обмениваются парой фраз. Мэр напоминает Фуксу, что у «Вадика Новинского день рождения».

За это время мне позвонил Фукс, Новинский, может, еще кто позвонит.

По закону жанра — Коломойский.

Ну и что, и что? Вы же видите, я не прячу от вас свой телефон, не перевернул его, чтобы вы не видели, кто звонит, не отключил его, потому что я не имею права его отключать — не дай бог, что-то случится и меня будут разыскивать?

Фукс симпатизирует вашей партии?

Фукс симпатизирует мне.

В 2017 году он привозил в Харьков бывшего мэра Нью-Йорка, нынешнего адвоката президента США Дональда Трампа Рудольфа Джулиани. Сейчас Джулиани резко высказывается о некоторых людях из окружения Зеленского. Расскажите, зачем он тогда приезжал и пользовались ли вы его юридическими услугами?

Джулиани произвел на меня очень серьезное впечатление. Он хорошо разбирается в проблемах юридической безопасности и городского пространства. Увидев, что здесь есть необходимость в создании ситуационного центра для более качественной работы полиции и МЧС, предложил помочь. Мы работаем с его представителями. Он создал 911 в Нью-Йорке, и наша делегация ездила в США, нас возили по этим центрам, показывали, как они работают, мы общались с бывшим начальником полиции Нью-Йорка. Сейчас он нас постоянно консультирует.

Когда такой центр может заработать?

У нас есть земельный участок, который находится недалеко от Харьковского аэропорта — такое здание должно быть удалено от центра. Мы работаем сейчас с израильтянами и серьезными фирмами мирового уровня. Это ближайший план.

Помощница накрывает стол для Кернеса и его гостей. Она приносит салаты, мясо, жареные гребешки. Булочек, которые так хотел Кернес, нет. Он злится. Когда ему перезванивают из ресторана, чтобы уточнить, о чем речь, он громко кричит в трубку: «Спросите у официантов, которые вчера обслуживали, что они подавали на стол, бл*ть!»

Джулиани помогает бесплатно или вы ему платите?

(Думает) Пока бесплатно.

В СМИ писали, что за встречу с ним в 2017 году заплатили 400 тысяч долларов. Фукс платил?

Фукс по происхождению, по душе — харьковчанин. Он всегда помогает городу в вопросах, связанных с меценатством. Вопрос лучше адресуйте ему.

Опять звонит телефон. Кернесу предлагают включиться по Skype для российского канала «Россия-1». Он отказывается и готов общаться только по телефону. На вопрос о том, не смущает ли его общение с главным российским телеканалом, отвечает, что нет.

Давайте поговорим о палатке «Все для победы» на площади Свободы. Она стоит там пять лет, напоминает о том, что в стране идет война, а вы попросили ее снести. Зачем?

Я все время выступал против этой палатки. Я говорил: в чем смысл этой палатки, если она стоит и напоминает людям о какой-то войне, которую мы не слышим и живем под мирным небом.

Странно не замечать войну в городе, где одна из самых сильных волонтерских организаций — «Станция Харьков».

Так если Харьков волонтерский город, разве мы запрещаем работать волонтерам? При чем здесь палатка? Или вы считаете, что палатка — это волонтерская точка сборки?

На всеукраинском уровне эта палатка и выглядит как точка сборки, которую вы хотите снести.

Вы не правы. Харьковчане написали петицию, которая в течение одного дня набрала соответствующее количество голосов. Мы должны ответить на пожелания харьковчан. И я ответил, что ее нужно убрать цивилизованно. Не так, как свалили памятник маршалу Жукову, а спокойно — перенести в другое место с центральной площади. Там пешеходный переход, транспортные развязки и так далее. Я считаю, что вы неправильно ставите акценты.

Убрать палатку — желание части харьковчан, а есть другая часть, которая выступает за нее.

А мы как должны общаться? Если большинство не хочет, а меньшинство хочет, то как мы должны разговаривать? Вот Зеленский набрал 73 процента, и никто не стал договариваться с меньшинством.

Да, но сейчас главный тезис Зеленского — объединение всей страны. По вашей логике, меньшинство можно вовсе не слушать.

Вы не правы, это просто наглая безнаказанность. Эта палатка стоит на лобном месте без разрешительных документов. Моя точка зрения — там палатке не место.

Альтернативный вариант, где можно поставить палатку, есть?

В том-то и дело, они и слышать ничего не хотят. Они хотят только там.

Какой статус по делу о покушении на вас?

Нет статуса, ничего не расследуется. Давайте оставим этот разговор.

Не хотите говорить? И по поводу убийства вашего друга Юрия Димента тоже?

Вот перед вами сидит его семья [Кернес кивает на сидящих рядом девушку и женщину]. Мы находимся в одинаковом положении, никто ничем не занимается. Наши же фамилии не Геращенко или Турчиновы, когда все сразу раскрывается.

Вы планируете баллотироваться на местных выборах 2020 года?

Да, если в этом будет нужность и я буду чувствовать, что еще смогу и принесу пользу, конечно.

Несколько лет назад говорили, что вашим возможным преемником может быть Игорь Терехов. Если вы не пойдете на выборы, он может им стать?

Тогда и будем разговаривать.

Коллеги из Bihus.info в своем расследовании утверждают, что ваши старые бизнес-активы записаны на вашу гражданскую жену Оксану Гайсинскую. Эти фирмы получают подряды из городского бюджета. Это правда?

У меня нет гражданской жены. Оксану Гайсинскую знаю, любовь когда-то была, и что? У нее и спросите про бизнес-активы. Была любовь и нет любви.

Пока мы общались, булочки, которые несколько раз просил мэр, ему так и не принесли.