29 лет назад в космос запустили телескоп «Хаббл». К этой дате он прислал на Землю фото Крабовидной туманности, а мы показываем его лучшие снимки

Serhii Pyvovarov

Двадцать четвертого апреля 1990 года американский космический корабль «Дискавери» доставил на околоземную орбиту телескоп «Хаббл». На его создание ушло восемь лет и свыше двух миллиардов долларов. C момента запуска «Хаббл» передал на Землю более миллиона уникальных снимков галактик, планет и звезд. Благодаря этим фотографиям ученые смогли уточнить возраст Вселенной, подтвердить существование черных дыр, узнать, как зарождаются и умирают звезды, и совершить много других открытий. Мы собрали лучшие снимки лучшего телескопа.

Впервые идея создать большой космический телескоп появилась в 1946 году — астрофизик Йельского университета Лайман Спитцер опубликовал статью о преимуществах внеземной обсерватории. Но к делу — проектированию телескопа — перешли только спустя 28 лет. В 1974 астрофизики и инженеры NASA провели первое заседание рабочей группы. Финансирование от Конгресса США получили еще через четыре года, после чего телескоп начали конструировать.

Первой датой запуска был 1983 год, но дедлайны пришлось откладывать несколько раз. Сперва подвели графики работ по сборке, и старт перенесли на три года. А 28 января 1986-го произошла катастрофа корабля «Челленджер», в которой погибли семеро астронавтов, и США приостановили полеты в космос на несколько лет.

Космический шаттл «Дискавери» с телескопом «Хаббл» на борту стартовал 24 апреля 1990 года и уже на следующий день вывел его на орбиту. Своим именем телескоп обязан американскому астроному Эдвину Хабблу. В 20-х годах прошлого века он подтвердил, что кроме галактики Млечный Путь, в которой находится Земля, существуют еще и другие.

К моменту запуска общий бюджет проекта вырос с 400 миллионов до 2,5 миллиарда долларов. За эти деньги «Хаббл» оснастили сверхдорогим и настолько же точным оборудованием: широкоугольной и планетарной камерами, датчиками точного наведения и большим зеркалом — 2,4 метра в диаметре. Длина телескопа — 13,3 метра, а его вес вместе с приборами — около 12,5 тонны.

С момента вывода «Хаббла» на орбиту к нему пять раз отправляли космические экспедиции. Они ремонтировали телескоп и устанавливали новое оборудование. Последний раз «Хаббл» проведывали в мае 2009 года.

За почти тридцать лет телескоп сделал более миллиона снимков звезд, туманностей, галактик и планет. Они позволили исследователям совершить важные научные открытия и лучше понять устройство Вселенной.

Наблюдения «Хаббла» подтвердили теорию о сверхмассивных черных дырах в центрах галактик. На этом основании ученые выдвинули гипотезу, связывающую массу черных дыр и свойства галактики. Также впервые удалось увидеть, как зарождаются и умирают звезды разных типов, и измерить их массу.

С помощью «Хаббла» ученым удалось уточнить возраст Вселенной — около 13,7 миллиарда лет. В 1995 году «Хаббл» сфотографировал участок неба (Hubble Deep Field) — на одном снимке оказалось свыше трех тысяч галактик всевозможных форм, цветов и размеров, удаленных от нас на миллиарды лет. На этом фото есть одиночные галактики и двойные, целые группы галактик и их скопления.

В 2006 году астрономы с помощью «Хаббла» впервые смогли пронаблюдать «темную материю». Благодаря космическому телескопу ученые сделали фундаментальное открытие: расширение Вселенной не замедляется, как считалось раньше, а наоборот, ускоряется, и пространство заполняется необъяснимой «темной энергией». За это открытие астроном Адам Рисс в 2011 году получил Нобелевскую премию.

Благодаря «Хабблу» появились новые данные о планетах Солнечной системы. С его помощью удалось открыть два из трех спутников Плутона. Телескоп снял уникальный кадр столкновения двух тел в космосе: в 1994 году фрагменты кометы Шумейкеров — Леви 9 врезались в Юпитер. Кроме этого, «Хаббл» сделал первый снимок планеты за пределами Солнечной системы.

Каждый год к дате запуска «Хаббла» NASA публикует «праздничный» снимок. К 29-й годовщине телескоп прислал на Землю фото Южной Крабовидной туманности из созвездия Центавра.

Новобразованные звезды. Фото 2007 года.

ESA / Hubble images

Рождение звезды в туманности Карина. Фото 2007 года.

ESA / Hubble images

Звезда V838 в созвездии Единорога пережила мощный взрыв. После взрыва ее внешняя оболочка внезапно расширилась, сделав эту звезду самой яркой во всем Млечном Пути. Фото 2004 года.

ESA / Hubble images

Остатки сверхновой звезды в туманности Вуаль. Фото 2015 года.

ESA / Hubble images

Туманность Бабочка в созвездии Скорпион. Фото 2009 года.

ESA / Hubble images

Туманность Ориона. Фото 2006 года.

ESA / Hubble images

Туманность Конская Голова в созвездии Ориона. Фото 2013 года.

ESA / Hubble images

Туманность Голова Обезьяны в созвездии Ориона. Фото 2014 года.

ESA / Hubble images

Столкновение галактик в Квинтете Стефана. Фото 2009 года.

ESA / Hubble images

Галактика Водоворот в созвездии Гончие Псы. Фото 2005 года.

ESA / Hubble images

Столкновение двух галактик (объект Arp 273). Фото 2011 года.

ESA / Hubble images

Спиральная галактика Сомбреро в созвездии Девы. Фото 2019 года.

ESA / Hubble images

Линзовидная галактика Центавр A в созвездии Центавр. Фото 2011 года.

ESA / Hubble images

Галактика Андромеды — ближайшая к Млечному Пути большая галактика. Фото 2011 года.

ESA / Hubble images

Галактика Головастик в созвездии Дракон — уникальная спиральная галактика с перемычкой. Фото 2002 года.

ESA / Hubble images

Галактический кластер Abell 370. Синим обозначено распространение темной материи в кластере. Фото 2006 года.

ESA / Hubble images

Снимок места столкновения кометы Шумейкеров — Леви 9 с Юпитером. 16—23 июля 1994 года.

ESA / Hubble images

Южная Крабовидная туманность. Фото 18 апреля 2019 года.