5 дней до второго тура. Агентство, которое ведет соцсети Порошенко, продвигает ролики о «наркомане Зеленском». Мы выяснили, сколько это стоит

Автор:
Евгений Спирин
Дата:
5 дней до второго тура. Агентство, которое ведет соцсети Порошенко, продвигает ролики о «наркомане Зеленском». Мы выяснили, сколько это стоит

Marcin Nowak / Unsplash / «Бабель»

В середине марта 2019 года Facebook раскрыл данные о тех, кто платит за политическую рекламу в соцсети. В открытом доступе теперь есть номера их мобильных телефонов, адреса и потраченные суммы. Журналист theБабеля Евгений Спирин решил проверить те политические паблики, которые ему чаще других предлагал Facebook в самый активный период предвыборной кампании, в конце марта — начале апреля. Перечень таких страниц вы можете найти и у себя в аккаунте. В список попали официальный аккаунт Петра Порошенко, два пропрезидентских паблика и пять страниц с «черным» пиаром против его главных соперников на выборах: Юлии Тимошенко, Анатолия Гриценко и Владимира Зеленского. После победы Зеленского в первом туре «черные» паблики работали только против него. В аматорских и профессионально снятых видео кандидата называли наркоманом и предателем Украины. Мы выяснили, что за всеми восьмью пабликами стоит столичное цифровое агентство Postmen, а официальная страница президента и «черные» паблики против Зеленского привязаны к одному номеру телефона. «Черная» кампания против Зеленского проходила в три этапа, а на ее продвижение в пяти группах ушло минимум два миллиона гривен.

В наш мониторинг попали восемь популярных политических страниц. На трех из них — «Успешная Украина», «Порошенко2019» и официальном аккаунте президента — администраторы агитировали голосовать за Порошенко и постили позитивные видео о нем. На остальных пяти — «Цинічний Бандера», «Міністерство бариг», «Зрада\перемога», «Жовта стрічка», «Бойкот партії регіонів» — размещали «черный» пиар против его конкурентов на выборах.

По количеству подписчиков неофициальные пропрезидентские страницы в разы меньше групп с «черным» пиаром: 2 000 против минимум 20 000.

За Порошенко

На официальной странице президента и пропорошенковских пабликах в конце марта — начале апреля было много постов и видео в поддержку кандидата. После первого тура там начали публиковать позитивные рекламные ролики с известными украинцами: драматургом Лесем Подервянским и зампредседателя Меджлиса крымских татар Ахтемом Чийгозом. Во втором туре они призывали поддержать действующего президента. Также на страницах появились короткие видео про курс Украины на ЕС и НАТО и призывы к Зеленскому сдать анализы. «Чернухи» против конкурентов Порошенко на этих страницах мы не увидели.

Против Зеленского

Паблики «Цинічний Бандера», «Міністерство бариг», «Зрада\перемога», «Жовта стрічка», «Бойкот партії регіонів» тоже активно наполнялись накануне первого и перед вторым туром. За это время на каждой из страниц вышло от 25 до 30 видеороликов с антирекламой Тимошенко, Гриценко и Зеленского. Сразу после выхода последнего во второй тур весь негатив направили на него.

«Черные» рекламные кампании против Зеленского между двумя турами выборов можно разделить по тематике и сложности производства.

— С конца марта по 1 апреля страницы публиковали видео о некомпетентности Зеленского как политика и главнокомандующего. Как правило, это была простая нарезка кадров с его участием и закадровый голос.

— С 3 по 9 апреля в пабликах появилось много видео с обвинениями кандидата в наркомании. Ролики монтировали из разных выступлений Зеленского.

— С 11 по 14 апреля на страницах публиковали профессионально сделанные ролики, где Зеленского опять обвиняли в наркомании. Но основной тезис этой волны — сотрудничество кандидата с Россией и готовность сдать Украину Владимиру Путину. В этих роликах авторы использовали настоящие кадры обстрелов оккупированного Донецка, видео из выпусков новостей и сценки с актером, похожим на кандидата. Производство одного такого ролика, по оценкам экспертов, может стоить от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов. Цель таких видео — убедить целевую аудиторию не голосовать за Зеленского. Ролики пугают и озвучивают голословные обвинения. Например, один из них рассказывает, как в Украине после победы Зеленского «аннулируют Томос», «отменяют безвиз» и «берут курс на сближение с Россией». В другом армия России наступает на Украину, а «наркоман Зеленский» только трясет ногой. Есть видео о некомпетентном враче, который, не имея опыта, хочет отрезать ногу больному, хотя тот поранил руку.

Цена

Сколько стоило продвижение постов и видео в восьми группах, можно приблизительно подсчитать. Facebook указывает минимальную и максимальную стоимость рекламной кампании и снимает деньги после ее завершения. Страницы из нашего списка тратили на продвижение одного ролика от тысячи до 50 000 долларов. В целом на позитивные ролики о президенте тратили значительно меньше, чем на «черный» пиар против его конкурентов. Например, распространение видео о наркомане Зеленском на странице «Цинічний Бандера» стоило от одной до пяти тысяч долларов. Точную сумму знает только администратор рекламного кабинета, но нижний порог — тысячу долларов — заказчик точно потратил. Мы подсчитали расходы на продвижение видео с антирекламой по минимальной цене — это два миллиона гривен. Реальная стоимость может быть больше примерно в пять раз.

Страницы с «чернухой»

  • Міністерство бариг. Адрес: Дмитриевская, 80. 21 000 подписчиков. С 29 марта по 13 апреля запостили 31 видео, потрачено 25 000 долларов. Связана с сайтом minbaryg.in.ua.

  • Цинічний Бандера. Адрес: Дмитриевская, 80. 26 000 подписчиков. С 8 по 14 апреля запостили 31 видео, потрачено 17 200 долларов. Связана с сайтом tsynichnyibandera.in.ua, администратор и автор сайта — Максим Бабенко, место работы — Postmen.

  • Бойкот партії регіонів. Адрес: Дмитриевская, 80. 112 000 подписчиков. С 9 апреля по 12 апреля запостили 34 видео, потрачено 7 200 долларов. Связана с сайтом boikot.in.ua, администратор и автор сайта — Максим Бабенко.

  • Зрада\перемога. Адрес: Дмитриевская, 80. 22 000 подписчиков. С 4 по 15 апреля запостили 28 видео. Потрачено 17 300 долларов. Связана с сайтом peremoha.in.ua, администратор и автор сайта — Максим Бабенко.

  • Жовта стрічка. Адрес: Дмитриевская, 80. 43 000 подписчиков. С 6 по 13 апреля запостили 16 видео. Потрачено 12 600 долларов. Связана с сайтом zhovtastrichka.in.ua, администратор и автор — Максим Бабенко.

Исполнители

В разделе «Информация от рекламодателя» всех восьми пабликов указан один номер телефона. В Telegram по нему зарегистрирована Анна Сипачева. В мессенджере есть ее фото. Мы нашли Анну в Facebook: ее страница активна, местом работы указано известное украинское цифровое агентство Postmen. Его же адрес — Дмитриевская, 80 — указан как адрес администратора рекламной кампании в Facebook. Мы попросили Анну ответить на вопросы о работе с пабликами. Но ни на звонки, ни на сообщения она не ответила и удалила из Telegram свои фото и ник.

Postmen — цифровое агентство, которое с 2013 года занимается интернет-рекламой, видеопродакшеном и разработкой онлайн-стратегий. Среди его клиентов — крупные частные компании и МИД Украины. Судя по описанию агентства на его сайте, сотрудники Postmen могли не только продвигать, но и снимать видео для политических пабликов с антирекламой конкурентов президента и агитацией за него.

В Postmen от официальных комментариев по этому поводу отказались, уточнив, что, возможно, ответят после 21 апреля. Это день выборов президента.

Однако из открытых источников известно, что раньше Postmen уже сотрудничал с соратниками Порошенко. В период с 2016 года до второго квартала 2018-го блок его имени заплатил ООО «Постмен-Украина» 4,7 миллиона гривен. За эти деньги агентство не только размещало рекламу в Facebook, но и снимало для БПП видео. О размещении и производстве видео с антирекламой конкурентов партии в договорах информации не было.

theБабель пообщался с сотрудником Postmen, который работал в компании в 2015—2016 годах. На условиях анонимности он рассказал, что уже тогда агентство разрабатывало «черные» кампании против конкурентов Порошенко и вело его официальные паблики. Вот о чем еще рассказал источник.

  • В компании был отдел обычных аккаунтов, которые вели крупных коммерческих клиентов, и «политический» отдел. Сотрудники последнего вели соцсети политиков и паблики с мемами. Сначала оба отдела сидели вместе, но со временем глава агентства Ярослав Ведмидь пересадил «политиков» на другой этаж, а обмен информацией между подразделениями не приветствовался.
  • В 2015 году в «черных» пабликах, которые вели сотрудники Postmen, шла активная кампания против депутата от БПП Сергея Лещенко. Тогда он активно критиковал свою партию и президента Порошенко.
  • Куратором «политического отдела» в 2015—2016 годах был Ярослав Билык. Вместе с ним работали Артем Савушкин и Даниил Билецкий.

С просьбой прокомментировать эту информацию и рассказать об условиях сотрудничества с Postmen theБабель обратился в предвыборный штаб Порошенко. Завотдела Главного управления информполитики Администрации президента Владимир Горковенко подтвердил theБабелю, что Порошенко действительно пользуется услугами агентства Postmen, но не уточнил, в каких объемах. На вопросы о том, заказывали ли агентству «черные» ролики про конкурентов, Горковенко не ответил.

Ранее штаб Зеленского обвинял Порошенко в «черном» пиаре против конкурента. В частности, в попытках обвинить Зеленского в наркомании и появлении в Telegram-канале президента ролика, в котором его соперника сбивает грузовик. В ответ Порошенко заявил, что не имеет отношения к видео и оно может быть «народным творчеством». Мы нашли этот ролик в паблике «Зрада\перемога». Его рекламный бюджет — 500—999 долларов за 0,5—1 миллион показов.

Чтобы получить комментарии, мы также попытались связаться с Ярославом Билыком, Артемом Савушкиным, Даниилом Билецким и Ярославом Ведмидем. На момент публикации никто из них не ответил.