Самый громкий культурный проект последних лет. Пролетит ли украинская «Мрия» над Венецией? Президент сказал, что да

Автор:
Лена Ковальчук
Дата:
Самый громкий культурный проект последних лет. Пролетит ли украинская «Мрия» над Венецией? Президент сказал, что да

Alan Farhadi / Flickr / «Бабель»

Украину на Венецианской биеннале представит проект «Падающая тень «Мрии» на сады Джардини». Самый громкий и скандальный культурный проект за все годы независимости, идея принадлежит художественному объединению «Открытая группа». Для этого над Венецией должен был пролететь самый большой в мире транспортный самолет «Мрия» с информацией обо всех украинских художниках на борту и отбросить тень на главную локацию Биеннале. Проект обвиняли в технической несостоятельности — было неясно, насколько низко должен пролететь самолет, чтобы отбросить тень, и оставалось под вопросом разрешение на полет от властей и управления гражданской авиации Италии; а также в излишней дороговизне — из-за высокой стоимости аренды и заправки «Мрии». А известные представители арт-среды, среди которых Александр Ройтбурд и Олег Тистол, подписывали письмо, в котором просили министра культуры провести повторный конкурс и отправить представлять Украину в Венецию кого-нибудь другого. До последнего было неясно, разрешат ли самолету пролететь над центром Венеции и будет ли реализован проект «Открытой группы» в полной мере. Сегодня ситуацию впервые прокомментировал президент Петр Порошенко и сказал, что смелый и амбициозный проект все-таки осуществят. theБабель спросил заместителя министра культуры Светлану Фоменко, комиссара украинского павильона в Венеции и ответственную за проект со стороны Минкульта, о том, насколько реализуема идея и на какой стадии она находится сейчас.

Когда вы впервые узнали о проекте «Падающая тень «Мрии» на сады Джардини», как восприняли его?

Это один из проектов, которые подали на рассмотрение конкурсной комиссии. Не в моей компетенции давать проектам художественную оценку, потому что я не эксперт в области искусства. Единственное, что могу сказать: лично мне понравился проект, который даже не вошел в тройку лидеров и, на мой взгляд, мог бы стать знаковым событием для Венецианской биеннале.

Какие шансы, что его все-таки смогут реализовать?

Я не очень понимаю, почему мы ставим под сомнение показ проекта в Венеции. О том, что его нельзя реализовать, ни разу не говорили ни в Министерстве культуры, ни наши кураторы. И если проект прошел Национальный отбор и победил в конкурсе, говорить о том, что он неперспективный в принципе нельзя.

Почему, на ваш взгляд, выбрали настолько дорогой и сложный с точки зрения реализации культурный проект?

«Падающая тень «Мрии» на сады Джардини» в реализации не сложнее других проектов. Любой проект для Венецианской биеннале требует тщательной технической подготовки. Это связано с регламентом самой Биеннале и с теми техническими ограничениями, которые ставят организаторы. Но этим занимается не Министерство культуры, а кураторы, ведущие проект. Если говорить о стоимости всех поданных на конкурс проектов, то «Падающая тень «Мрии» на сады Джардини» оказалась одним из наименее дорогостоящих. К тому же финансированием занимаются и государство, и кураторы. Большая часть расходов, которую несет государство, идет на аренду павильона, а он арендуется всегда, для любых украинских проектов. Его стоимость фиксированная и не меняется в зависимости от того, кто представляет Украину на Венецианской биеннале.

Помогает ли вам Министерство иностранных дел или какие-то другие институции и структуры? С кем вы контактируете по этому вопросу?

Министерство иностранных дел никак не вовлечено в работу в этом направлении.

Какую сумму на проект выделил Минкульт и как будут распределены эти деньги?

На сегодняшний день мы потратили 97 тысяч евро — это предоплата за аренду павильона. Планируем выделить 3,5 миллиона гривен в целом. Мы все понимаем, что Биеннале не только флагман современного искусства, но и политическое и национальное представление страны. Безусловно, презентация Украины является сознательным и символическим шагом, который мы должны реализовать.

Что вы думаете о противниках проекта в арт-среде и письме с просьбой провести повторный конкурс, которое они написали на имя министра культуры?

У любого проекта могут быть и противники, и поклонники. Вопрос в соблюдение общих правил. Я — за прозрачную и честную процедуру отбора, а проект «Открытой группы» [Юрий Билей, Антон Варга, Павел Ковач, Станислав Турина] в конкурсе уже победил.

Открытая группа

Open Group

Что говорят в «Укроборонпроме»?

  1. В ноябре 2018-го, в «Укроборонпроме» сообщили, что не получали официальных запросов на предоставление самолета Ан-225 «Мрия» в рамках Венецианской биеннале современного искусства.

  2. Позднее, в «Укроборонпроме» сказали, что представители «Открытой группы» по телефону обращались в коммерческий отдел, чтобы узнать приблизительную стоимость такого полета. При этом их предупредили о действующих ограничениях на полеты над историческим центром Венеции, как и о необходимости получить дополнительные разрешения на полет.

  3. На три последующих запроса, отправленные в феврале 2019 года, в «Укроборонпроме» не ответили.

Может ли получиться так, что «Падающая тень» не будет представлять Украину в Венеции? Что может на это повлиять?

Конечно, мы не можем стопроцентно гарантировать, что не наступят форс-мажорные обстоятельства. Единственное, что может повлиять на представление украинского павильона на Биеннале, — попытка пренебречь честными правилами. Давление «заинтересованных» в том, чтобы дискредитировать власть в целом, в том числе Министерство культуры, с помощью финансовой и пропагандистской поддержки страны-агрессора, чтобы сорвать национальное представление Украины в Венеции.

Какие разрешения вам нужны с итальянской стороны, чтобы реализовать проект?

Минкульт не занимается техническими вопросами, и все, что нужно сейчас — это техническая работа с организаторами и ответственными департаментами Биеннале.

Я вижу, как происходят все эти процессы: корреспонденция, переписка, утверждение подрядчиков. Биеннале ставит жесткие условия представления культурных проектов на Арсенале [главная площадка Венецианской биеннале, наряду с садами Джардини, в этом году Украина впервые получила возможность разместить свой павильон здесь]. Здесь даже минимальная деталь должна быть согласована с организаторами.

Когда мы точно узнаем, полетит или не полетит «Мрия»?

На презентации Национального павильона — 9 мая 2019 года. Возможно, это и есть сам проект — полетит ли «Мрия».

Helmuts R / Flickr

Каких договоренностей вы достигли с компанией Antonov Airlines и «Укроборонпромом», которые могут предоставить самолет?

Провели переговоры с государственным концерном «Укроборонпром» и государственным предприятием «Антонов» об аренде самолета Ан-225 «Мрия». Кроме того, мы ведем переговоры с властями Италии и мэрией Венеции касательно возможности пролета самолета над центром города. На сегодняшний день мы знаем, что самолет может пролететь на высоте двух тысяч метров над городом. Но я хочу отметить, что вопрос представления не в пролете самолета, а в самой концепции реализации культурного проекта и в том павильоне, который в течение шести месяцев будет представлять Украину в Арсенале.

  • «Открытая группа» просит всех украинских художников заполнить форму с информацией о себе, чтобы впоследствии использовать ее в проекте «Падающая тень «Мрии» на сады Джардини».