Хочу пересесть на электрокар. Что нужно знать?

Автор:
Денис Надточий
Дата:
Хочу пересесть на электрокар. Что нужно знать?

Артем Марков / «Бабель»

В Украине растет популярность электрокаров. По данным IRS Group, на 1 сентября 2018 года зарегистрировано более восьми тысяч электромобилей — вдвое больше, чем в прошлом году. К 2035 году электрокары могут составить почти четверть автопарка страны. Разбираемся, в чем их преимущества перед традиционными авто, что нужно знать перед покупкой, и удобно ли ими пользоваться в Украине.

Чем электрокар лучше обычного авто?

Электрокары устроены проще машин, работающих на бензине. Это дает ряд преимуществ.

Во-первых, электродвигатель напрямую передает крутящий момент оси. На практике это означает, что уменьшается число механических деталей, подверженных износу, и заменять их приходится реже. Кроме того, у электрокаров выше производительность и лучше динамика разгона.

Во-вторых, источник питания двигателя — высоковольтная батарея, расположенная в днище электрокара. За счет этого понижается центр тяжести: перевернуться на таком авто не так уж просто.

Электромоторы значительно тише двигателей внутреннего сгорания. В электрокарах даже устанавливают специальные динамики, чтобы оповещать о приближении авто. У моделей Nissan, к примеру, есть свой фирменный звук.

И, наконец, электромобиль выгоднее авто с двигателем внутреннего сгорания: один километр пробега на такой машине обходится в 10 раз дешевле, чем на бензиновой. При этом расход топлива в условиях города не зависит от загруженности дорог. Бензиновые авто, простаивая на светофорах или в пробке, жгут топливо впустую. Электрокар в таких случаях ничего не тратит.

Главный недостаток современных электрокаров — время зарядки. Если бензиновую машину можно заправить за пару минут, то самый быстрый способ подзарядить электроавтомобиль займет не меньше получаса, и то на специальной высоковольтной зарядной станции. Правда, новые технологии обещают сократить это время до 10 минут и меньше.

Еще один существенный минус электромобилей — ограниченный запас хода. Nissan Leaf первого поколения, в зависимости от стиля вождения и погоды проезжает, от 90 до 220 км. BMW i3 — до 220 км, а Tesla Model S может преодолеть до 539 км на одном заряде.

Где обслуживать электрокар?

Владельцы официально представленных в Украине моделей могут обслуживаться непосредственно у дилера. К «официалам» есть смысл обращаться, даже если вы не покупали авто у них — например, Nissan предлагает услугу ТО для Leaf, хотя тот не представлен в Украине.

Официальные модели электрокаров в Украине:

  1. Renault ZOE.

  2. KANGOO Z.E.

  3. BMW i3.

  4. Jaguar I-PACE.

  5. Hyundai IONIQ Electric.

Для всех остальных моделей существуют специализированные сервисы по обслуживанию электромобилей.

В Киеве — AutoEnterprise, Greenwheels, «Интерциклон», ELMOB, Tesla (для моделей Tesla), официальный дилер Nissan (для Nissan Leaf). Список киевских СТО для электрокаров можно также посмотреть здесь.

В Харькове — AutoEnterprise, Stroom и Bosch Car Service ASTAR.

В Одессе — AutoEnterprise, AvtoEco, официальный дилер Renault (для электрокаров Renault).

Во ЛьвовеБош Авто Сервис «112 Україна».

Что нужно знать об эксплуатации электрокара?

Чтобы продлить жизнь батареи, самой дорогой части электрокара, не стоит подолгу держать авто полностью разряженным, а также злоупотреблять скоростными зарядками.

Увеличить пробег электрокара помогают правила эко-вождения:

— Чем выше скорость, тем быстрее садится батарея. Оптимальная скорость в городе — 50—70 км/час, на трассе — 80—90 км/час.

— Климатическая система может съедать до половины заряда электрокара. Чтобы его сэкономить, можно прогревать или охлаждать электрокар перед выездом, пока он подключен к сети.

— Спуски и торможение помогают подзарядить авто. Низкий центр тяжести прижимает авто к земле и за счет рекуперации (дозарядки батареи с помощью энергии, возникающей при торможении) при езде с крутой горки удастся «выгадать» пару дополнительных километров пробега.

Где заряжать электрокар?

Заряжать электромобиль можно и дома — с электросетью ничего не случится. Например, Nissan Leaf при зарядке потребляет ток в 2,4 кВт, что сравнимо с мощностью электрочайника. Будет достаточно обычной розетки, правда, на зарядку уйдет 6—8 часов. Ускорить ее помогают домашние зарядные станции, стоимость которых начинается от 300 долларов.

Стоимость зарядки Nissan Leaf дома за 100 км пробега:

  1. 22,85—44,85 грн — по обычному тарифу

  2. 11,45—22,45 грн — по ночному тарифу

На сайте PlugShare собраны адреса заправочных станций практически по всему миру. В Украине самые крупные сети ЗС у Autoenterprise и WOG — 1000 и 300 станций соответственно. Последние, как и их конкуренты из ОККО, предоставляют услугу бесплатно.

На платных станциях придется заплатить от 1 до 4 гривен за минуту зарядки. Цена зависит от выдаваемой мощности: 10, 20 или 40 кВт (быстрая зарядка CHAdeMO) — чем она выше, тем быстрее зарядится авто. Полная зарядка Nissan Leaf первого поколения обойдется в 180—360 гривен и займет от 20 минут (скоростная зарядка до 80%) до 6 часов (полная зарядка).

Что делать, если батарея села в дороге?

Разрядить батарею «в ноль» довольно сложно. При низком заряде в электромобилях активируется режим ограничения мощности. В Nissan Leaf включается так называемый «режим черепахи», в котором невозможно разогнаться свыше 55 км/час — на такой скорости можно проехать еще около 2 км.

Если все-таки не удается доехать до зарядки, без буксира или эвакуатора не обойтись. На буксире получится немного подзарядиться прямо в дороге — с помощью все той же рекуперации. Для батареи такой способ зарядки не лучший, но в экстренной ситуации может быть единственным.

Где купить электрокар?

Официальные модели Renault ZOE, KANGOO Z.E., BMW i3, Jaguar I-PACE и Hyundai IONIQ Electric можно приобрести у официальных дилеров. Все остальные электрокары, как правило, ввозятся в Украину из Европы и США.

Есть три основных способа покупки таких моделей.

Выбрать из ассортимента салона. Дилер самостоятельно находит автомобиль, доставляет в Украину, проводит диагностику, ТО и необходимый ремонт. За это добавляет свою наценку, но избавляет покупателя от хлопот — ему остается лишь выбрать понравившийся автомобиль из представленных в салоне.

Приобрести авто из поставки. Покупатель вместе с дилером выбирает модель. Последний помогает с логистикой и документами, а также защищает от части рисков. Такой вариант дешевле первого, но отнимает много времени.

Купить самостоятельно. Чаще всего электрокары покупают на американских аукционах Manheim, Copart и IAA-Insurance. В этом случае доставка в Украину, оформление документов и все риски лежат на покупателе. Это самый дешевый, но и самый рискованный путь — мы уже объясняли, чем плохи машины из США.

Что еще нужно знать о покупке электрокара?

До конца 2018 года в Украине действует льготный период на ввоз электрокаров — их владельцам не нужно платить акцизный налог и НДС. В Штатах, откуда на украинский рынок приезжает большинство электрокаров, на покупку авто с электродвигателем предоставляют государственную субсидию в размере 7500 долларов.

Однако льгота действует лишь на первые 200 тысяч проданных авто каждого производителя, а затем уменьшается вдвое каждые полгода. Tesla, например, этот порог уже прошла. Поэтому, если вы задумываетесь о покупке электрокара, есть смысл поторопиться.