Блокировка Суэцкого канала приведет к месяцам перебоев в поставках. Мировые компании рассматривают другие схемы перевозок

Автор:
Дмитрий Мрачник
Дата:
Блокировка Суэцкого канала приведет к месяцам перебоев в поставках. Мировые компании рассматривают другие схемы перевозок

Suez Canal Authority

Блокировка Суэцкого канала в Египте из-за севшего на мель контейнеровоза Ever Given может повлиять на стабильность глобальной цепи поставок в течение будущих нескольких месяцев. Блокировка прохода, который обслуживает около 30% морских грузовых перевозок, заставит компании мира возвращаться к старой системе производства, которая не зависит от своевременных поставок.

Об этом заявили в одной из крупнейших транспортных компаний мира Maersk, отвечающей за пятую часть всех морских перевозок. Отмечается, что даже после возобновления работы канала влияние инцидента на глобальную пропускную способность будет очень значительным.

«Блокировка уже привела к серии дальнейших сбоев и задержек в глобальном судоходстве, на преодоление которых могут потребоваться недели, а то и месяцы», — говорится в заявлении датской компании.

Сейчас Maersk ожидает, что проход всех кораблей из очереди через Суэцкий канал после его разблокировки может занять по крайней мере шесть дней.

Как пишет Business Insider, туалетная бумага, кофе и мебель — только некоторые из товаров, которых может не хватить из-за блокировки канала 24 марта. В частности, у компании IKEA на контейнеровозе Ever Given около сотни грузов.

У Maersk, перевозящей одежду для H&M и Nike и бытовую химию для Unilever, три застрявших судна и 29, ожидающих проход через канал. Компания уже перенаправила 15 кораблей вокруг Африки, что задержит поставку грузов на 10 дней.

Как сообщила компания в комментарии Financial Times, блокировка Суэцкого канала приведет к глобальным изменениям в цепи поставок.

По словам исполнительного директора Maersk Сорена Скоу, компании мира уже начали менять схемы поставок из-за пандемии коронавируса и планируют отказываться от системы Just-in-time/«Как раз вовремя», по которой грузы прибывают на производство в установленный срок.

Компании постепенно возвращаются к системе Just-in-case/«На всякий случай», которая предшествовала Just-in-time, зависящей от современных технологий и транспортной инфраструктуры. Эта система производства предусматривает хранение запасов и дополнительных ресурсов на случай непредвиденных обстоятельств.

«Мы движемся к цепи поставок Just-in-case, а не Just-in-time. Этот инцидент заставит людей серьезно подумать о своих цепях поставок. Вы хотите Just-in-time? Хорошо, когда это работает, а если нет — вы теряете продажи. Своевременная экономия средств не может превышать негативные последствия от потери продаж», — сказал Скоу.

Руководитель Maersk также добавил, что предприятия постепенно избавляются от зависимости от одного поставщика и все чаще начинают рассчитывать на нескольких, чтобы проблемы одной транспортной компании не смогли существенно повлиять на продажи.

Однако переход на систему Just-in-case требует дополнительных расходов на хранение запасов, что наиболее болезненно бьет по отраслям, которые сильнее других пострадали от пандемии коронавируса.