Ученые разгадали тайну челюсти, найденную в горах Тибета. Ее владелец — из древнего вида людей, передавших тибетцам особый ген

Дмитрий Мрачник

cattan2011 / Flickr

В 1980-х тибетский монах нашел в горной пещере челюсть, которая не была похожа на кость ни одного из известных видов людей. Наконец ученые выяснили, что в пещере жили денисовские люди — древний вид, близкий к неандертальцам. После появления современных людей денисовские частично с ними смешались, и сегодня у многих представителей народов Азии есть особый ген, позволяющий без проблем жить на горной возвышенности.

Об этом пишет Business Insider.

Антропологи не смогли сразу установить принадлежность челюсти, поскольку в ней не было ДНК для сравнения. В конце концов пещеру Байшия, которая также является буддийским святилищем, начали исследовать.

Ученые обнаружили три слоя остатков жизнедеятельности древних людей, образцов ДНК для сравнения было достаточно — фрагменты кожи, пота и других выделений и прочее. Пещера принадлежала денисовским людям, к этому времени известным лишь по малочисленными остатками из пещеры на российском Алтае. Там нашли только фрагменты черепа и кости пальца, а также зубы.

Dongju Zhang / Wikipedia

Древние люди жили в этой пещере в течение более чем 100 тысяч лет. Исследователи нашли внутри орудия труда денисовских людей и даже останки носорогов. В пещере глубиной в один километр температура зимой составляет 8—9 градусов тепла, даже если снаружи она доходит до 30 градусов мороза.

Денисовские люди жили в горах Тибета минимум за 120 тысяч лет до появления современных людей, и высота в три километра над уровнем моря не оказывала пагубного влияния на их здоровье.

Антропологи отмечают, опираясь на анализ ДНК денисовских людей, что именно этот вид передал современным жителям Азии особый ген, который позволяет жить в горной местности. Эти дальние родственники homo sapiens, способные жить в жестких климатических условиях гор, исчезли около 50 тысяч лет назад, но часть из них ассимилировались.

Обычно человеческий организм в условиях разреженного воздуха производит больше гемоглобина, который помогает эритроцитам захватывать больше кислорода. Однако избыток этого вещества может привести к перегрузке организма и сердечному приступу.

У тибетцев такой проблемы нет — их организм не производит избыточный гемоглобин, зато у них есть ген EPAS1, предотвращающий сгущение крови. Он попал к ним именно из-за родства с денисовскими людьми десятки тысяч лет назад, так же как и к шерпам, проживающим в соседнем Непале.

Этот ген можно найти у жителей Восточной Азии и островов в Тихом океане. Например, до 5% современного населения Папуа Новой Гвинеи имеют генетические следы родства с денисовскими людьми.

Dongju Zhang / Wikipedia

Благодаря находке тибетского монаха стало понятно, что малоизученный вид денисовских людей был значительно более распространенным в мире и оказал влияние на эволюцию homo sapiens.

Сейчас известно гораздо больше о ДНК денисовцев, чем о том, как они выглядели. В частности, чтобы смоделировать их скелеты и вероятную внешность, не хватает полного набора костей. Научное сообщество предполагает, что большое количество неидентифицированных людских костей из множества музеев мира могут принадлежать именно денисовцам.

• Изучение анатомии кисти и пальцев неандертальцев показало, что они очень умело обращались с копьями, молотками и другими орудиями труда с длинными ручками, но с мелкими инструментами у них были трудности.
  • Европейские ученые вырастили мозг из стволовых клеток людей из Северной Европы, богатых генами неандертальцев. Для исследования взяли стволовые клетки британцев и других северных европейцев, имеющих 1—4% генов неандертальцев.
  • Люди обладают необычными для животного мира шаровидными черепами по сравнению с нашими древними предками, включая наших ближайших вымерших «кузенов» — неандертальцев. Группа ученых определила два гена, которые влияют на форму черепа современного человека.