Исследования: грибы из Чернобыля могут защищать космонавтов от радиации

Anhelina Sheremet
Исследования: грибы из Чернобыля могут защищать космонавтов от радиации

Mike Petrucci / Unsplash

Группа исследователей из Университета Северной Каролины в Шарлотте и Стэнфордского университета обнаружила, что грибы, которые выросли внутри реактора Чернобыльской АЭС, могут питаться радиацией и защищать астронавтов в космосе от нее. Об этом сообщает CNet.

Чтобы защитить космонавтов, ученые изучали организм, который обнаружили в одном из самых радиоактивных мест на планете — Чернобыле. В результате взрыва на АЭС в некоторых частях растения уровень радиации достиг настолько высокого уровня, что облучение могло бы убить человека примерно за 60 секунд. Но в реакторе обнаружили несколько видов грибов, которые «питаются» экстремальными уровнями радиации.

Речь идет о радиотрофном грибе вида Сladosporium sphaerospermum. Его могут использовать как щит для защиты космонавтов в открытом космосе. Во время эксперимента исследователи поместили грибы на МКС на 30 дней и проанализировали их способность блокировать излучения. Грибы этого вида содержат пигмент меланин, который может поглощать излучение и превращать его в энергию.

Исследователи установили лабораторную чашку с двух сторон. С одной стороны не было грибов, с другой — были. Под чашкой находился детектор радиации. В течение 30 дней детекторы измеряли излучение каждые 110 секунд. Исследование показало, что грибы способны адаптироваться к микрогравитации и развиваться под воздействием радиации. Организм смог заблокировать часть входного излучения, уменьшив его уровень почти на 2%.

По мнению исследователей, слой гриба толщиной около 21 см может «в значительной степени свести на нет годовой эквивалент дозы облучения окружающей среды на поверхности Марса».

Гриб также самовоспроизводится и самовосстанавливается: если щит из него будет поврежден, то он сам «починит» его за несколько дней.

NASA планирует возвратиться на Луну в 2024 году, но сейчас есть еще много материально-технических препятствий для того, чтобы там смогли находиться люди, в частности, космическая радиация. Магнитное поле и атмосфера Земли защищают население от излучения, но когда люди выходят в космос, «защитное одеяло» исчезает. Астронавты на Международной космической станции (МКС) получают в 20 раз больше нормального количества радиации, чем земляне получают за год.